К 100-летию Башкирского государственного художественного музея им. М.В. Нестерова
АЛЕКСАНДР ТЮЛЬКИН (1888–1980)
Народный художник БАССР, заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Государственной премии БАССР им. Салавата Юлаева Александр Эрастович Тюлькин принадлежит к поколению старейших художников республики. С его именем связана история становления и формирования профессионального изобразительного искусства Башкортостана, национальной школы живописи.
Тюлькин родился в 1888 году в Уфе в семье служащего. Интерес к искусству пробудился в будущем художнике рано: первые уроки рисования он получил у своего отца, который хорошо рисовал. После окончания четвёртого класса Городского училища некоторое время изучал историю искусства самостоятельно и пробовал рисовать. В те годы он был очарован реалистической живописью Ивана Ивановича Шишкина, Архипа Ивановича Куинджи, Исаака Ильича Левитана.
В 1912 году Тюлькин поступил на архитектурное отделение Казанской художественной школы, с 1914-го учился на живописном отделении в мастерской выдающегося художника Николая Ивановича Фешина (произведения Фешина см. в зале № 4). В 1913 году в Петербурге познакомился с выставкой «Сто лет французской живописи»: искусство французских импрессионистов и, в первую очередь, Поля Сезанна произвело на него огромное впечатление. Именно поэтому первые его произведения — 1915–1916 годов — были созданы под непосредственным влиянием эстетики французского импрессионизма: отныне именно цвет стал главным выразительным средством, эмоциональным стержнем образной структуры его произведений. Немаловажную роль в эстетических убеждениях Тюлькина сыграло и творческое общение с «отцом российского футуризма» Давидом Давидовичем Бурлюком (1882–1967), в 1915–1918 годах жившим в Башкирии и внесшим значительный вклад в знакомство молодых уфимских художников с современными течениями мирового искусства (произведения Бурлюка см. в зале № 5).
В 1918 году Тюлькин закончил учёбу в Казанской художественной школе и возвратился в Уфу, где сразу оказался в гуще художественной жизни города. Став членом и экспонентом выставок Уфимского художественного кружка (1916–1917), он активизировал свою творческую деятельность: много писал, работал над монументальными росписями, оформлял спектакли, выезжал на этюды в индустриальные центры Урала и преподавал.
В 1919 году не без влияния кубофутуристической живописи Бурлюка Тюлькин создал свой знаменитый пейзаж «Дворик на даче», в котором особое внимание уделил вопросам колористической и композиционной культуры, конструктивности формы и визуальной материальности массы и объёма. Эти же творческие задачи объясняют принципиальный для него интерес к натюрморту и пейзажу, хотя, безусловно, этот интерес подпитывался и страстной влюблённостью художника в жизнь, в её многообразные проявления: Тюлькин обладал редким даром эстетической чувственности, без которого не смогли бы появиться его знаковые произведения — «Гортензии» (1920), «Цветущие окна» (1955), «На родине Нестерова» (1946), «Праздник на окраине» (1948), «Уфа. Шиханы» (1950–1953), «Уральские россыпи» (1950–1953) и др. Этим же гедонизмом мироощущения объясняется и его влюблённость в мотив цветения. Трогательные в своём недолгом цветении сирень, яблоня, вишня, торжественные пионы, розы и комнатные гортензии — эти привычные для человеческого глаза мотивы в живописи Тюлькина ассоциируются с силой весеннего обновления, вечной молодостью природы, духовным возрождением человека.
Трудно поспорить с мнением, что одним из первоисточников этой жизнеутверждающей темы в творчестве Тюлькина стал «Натюрморт» 1920 года: энергетика жизни, восторг художника перед невероятной красотой предметного мира, который впоследствии выразился в таком же восторге перед красотой мира природы, — основной эмоциональный лейтмотив этого произведения. Не случайно, что именно «Натюрморт» стал первым произведением Тюлькина, приобретённым в собрание Башкирского государственного художественного музея.
Вся жизнь Александра Эрастовича была связана с Уфой, которую он изображал как в её патриархальном очаровании, так и преображённой, индустриальной, с растущими день ото дня новостройками. Лирик по природе, он создал живописную поэму об Уфе, о родной башкирской земле: уфимские овраги и шиханы, река Белая, тающий снег, цветущие деревья и нежные первоцветы — эти, казалось бы, обычные мотивы приобрели в его произведениях значение мотивов вселенских, а красота привычного стала красотой идеальной, почти божественной. Она начиналась для Тюлькина у порога его дома на улице Волновой, дома, стоящего на высокой Бельской круче и утопающего по весне в сиренево-яблоневом «дыму» («Дворик», 1960). Эта круча и этот дом, ставший сегодня мемориальным домом-музеем, явились прототипами многих его лирико-эпических и камерных пейзажей. Благодаря им появилась и одна из важнейших тем в его живописи — тема уфимских окраин. В письме к другу, ленинградскому художнику А.И. Лапирову Тюлькин писал, что всю свою жизнь прожил в Архиерейке, а мечтал о Тициане. Своеобразной иллюстрацией этих слов стал пейзаж «Обрыв» (1950), отличающийся пастозностью мазка, лучезарностью колорита, невероятной пластичностью форм и одновременно образным демократизмом, продиктованным привычными объектами «овражной жизни» (челны, лодки и т.д.).
Эстетика прекрасного — и в картине «Перед праздником в башкирской деревне» (1930-е?), посвящённой историческому прошлому башкирского народа. «Играя» с фактурами и цветом различных форм, Тюлькин, как в своё время Бурлюк, восхищён красотой произведений башкирского народного творчества и гармонией народного быта.
Особое место в живописном наследии Тюлькина занимает «Голубец» (1942) — одно из самых пронзительных его произведений. Оно было написано в самый трагический для советского народа период Великой Отечественной войны. Колористически построенное на излюбленной художником серо-серебристой гамме с яркими вспышками красного цвета, это произведение отличается предельной образной выразительностью и мощью эмоционального воздействия: «Голубец» —душевный отзвук (если не крик!) глубоко страдающего художника, оплакивающего своих соотечественников, погибших на войне. Продолжением этой темы, но в контексте долгожданного счастья Победы, звучит другой его «овражный» пейзаж-картина – «Праздник на окраине» (1948).
Несмотря на раннюю увлеченность разными «измами», в основе художественного мышления и стилистики произведений Александра Эрастовича Тюлькина лежат традиции реализма. На исходе жизни с убеждённостью и искренностью он писал: «Я люблю фантазию. Прошёл через все направления в живописи ХХ века. Но в итоге своей жизни пришёл к выводу, что выше натуры, выше жизни нет ничего. Надо всё брать только из жизни. Фантазию — тоже! Жизнь — бездна!». Сегодня эти слова звучат заветом всем художникам республики, в первую очередь, молодым.
Светлана Игнатенко,
искусствовед,
заместитель директора музея по научной работе
К 100-летию Башкирского государственного художественного музея им. М.В. Нестерова
АНАТОЛИЙ ЛЕЖНЕВ (1888–1956)
Заслуженный деятель искусств БАССР
Живопись в собрании Башкирского государственного художественного музея им. М.В. Нестерова.
Выставка из проекта «Корифеи башкирского изобразительного искусства»
Выставка представляет творчество одного из представителей старейшего поколения башкирских художников Анатолия Петровича Лежнева, ставшего основоположником жанровой, портретной живописи в изобразительном искусстве республики.
Анатолий Петрович родился 14 марта 1888 года в с. Сукманка Тамбовской губернии. В Уфу семья художника переселилась в 1897 году. Подростком он работал на одном из уфимских заводов, что не мешало ему всё свободное время отдавать любимому занятию — рисованию. С олеографических картинок с изображением батальных сцен (взятие Суворовым Измайлова или покорение Сибири Ермаком) делал копии. Живой по натуре, жаждущий новых впечатлений и знаний, Лежнев с 1902 по 1905 год занимался у уфимского художника П.И. Шепелева, закончившего Петербургскую академию художеств. Получив при содействии знакомых рекомендательное письмо к В.И. Сурикову, он в 1911 году отправляется в Москву, показывает мастеру свои работы. Отметив способности Анатолия Петровича, Суриков направил его в Московскую школу живописи и скульптуры В.Н. Мешкова и одновременно предложил свои консультации.
Три года обучения и пребывания в Москве дали свои плоды. Крепкий художник-реалист В.Н. Мешков прививал своим ученикам те же принципы, которые исповедовал сам. Влияние учителя, отдававшего предпочтение плотной, фактурной живописи очевидно в ранних прекрасно нарисованных работах Лежнева «Натюрморт. Сирень», «Натурщица» (обе — 1914), «Автопортрет» (1920). Одновременно нельзя не заметить в других произведениях влияние авангардных направлений в русском искусстве начала ХХ века, с которыми Анатолий Петрович был, конечно, знаком, посещая в Москве музеи и выставки. Такие работы, как «Дубки» (1917), «Синие тени» (1918), «Старая крепость» (1925), демонстрируют поиски новой пластики, фактуры и цвета. Они открывают романтичный взгляд художника на мир, полный чарующей красоты красок. В пейзажах он останавливает внимание на живописно выразительных деталях, которые позволяют ему передать богатую игру цвета.
В начале 1920-х годов Анатолий Петрович знакомится с произведениями Н.И. Фешина, которые тот предоставил на выставку в Уфу. В написанном Лежневым в 1925 году «Портрете Е.П. Лежневой» очевидно влияние импрессионистической фешинской живописи. Лицо голубоглазой женщины окружено ореолом экспрессивных мазков золотистых, охристых, синих цветов, оттеняющих романтическую ноту портрета. Лежнев, как и К.С. Девлеткильдеев, А.Э. Тюлькин, воспитанные в традициях русского реалистического искусства, привнёс в башкирскую живопись их влияние.
В конце 1910-х – начале 1920-х годов Анатолий Петрович создаёт свои первые исторические композиции: сказались советы В.И. Сурикова и увлечение его творчеством. События, происходившие в то время в стране, получили в них своеобразное преломление. В автобиографии он писал: «Мой взор был обращён вглубь веков, где я искал прообразы свершившихся событий». Много сил и творческого вдохновения он отдал работе над образом Салавата Юлаева, создав десятки композиций и став первооткрывателем этой темы в башкирской живописи. Десятки написанных им полотен стали летописью истории башкирского народа, прославляющей его мужество, стойкость, свободолюбие. Главные из них представлены в экспозиции выставки.
Одно из центральных произведений этого цикла — «Поимка Салавата» (1930). В картине — момент, предшествующий пленению Салавата. Его окружает царский конный отряд, но он пытается оторваться от погони. В невысокой, крепкой фигуре Салавата, уверенно и легко идущего на лыжах, во взгляде, полном ненависти к врагам, в жесте рук, сжимающих лук и рукоятку ножа, — во всех этих деталях автор воплощает натуру бесстрашного, волевого человека. Суровый зимний пейзаж усиливает атмосферу драматического противостояния Салавата и карателей.
В 1940 году А.П. Лежнев создал большое полотно «Встреча Салавата с отрядом Пугачёва». В основе всех произведений этого цикла лежит знакомство автора с архивами, историческими документами, народными легендами о герое, а также с произведениями башкирского народного быта и искусства. Это обусловило правдивость воспроизведённых художником сцен и сюжетов. В этой картине Лежнев показывает панораму холмистого пейзажа. С одной стороны — башкирские воины, с другой — войско Пугачёва. Впереди — Салават Юлаев на коне, на острие его сабли белый флаг. Приближенное к первому плану изображение воинов-башкир достоверно передаёт их национальный, психологический облик.
Большим эмоциональным накалом наполнено батальное полотно «Бой Салавата с авангардом Михельсона» (1941), в котором с наибольшей силой выражена тема героизма. Конный отряд Салавата бесстрашно мчится, стремительно обрушиваясь на неприятельское войско, которое обратилось в бегство. В картине, как всегда у Лежнева, отсутствуют помпезность, театральность, всё наполнено его искренними чувствами. Понимаешь, что для автора эти события, облечённые в динамичную пластику и насыщенный колорит, стали зримыми, почти реальными.
На выставке представлен и ряд композиций 1940-х годов, посвящённых башкирскому национальному герою Салавату Юлаеву, которые, оставшись незавершёнными, воспринимаются как эскизы.
Значительный вклад в культуру и искусство Башкортостана Анатолий Петрович внёс своей общественной и педагогической деятельностью. В 1919 году организовал изостудию при клубе железнодорожников в Уфе, в 1930-е годы преподавал живопись в Уфимском театрально-художественном училище, изобразительное искусство в Дорожном техникуме, Башкирском педагогическом Рабфаке и др. В 1934 году стал членом Уфимского городского Союза советских художников, в 1936–1937 годах был его председателем.
К 100-летию Башкирского государственного художественного музея им. М.В. Нестерова
АЛЕКСЕЙ ХРАМОВ (1909-1978)
Заслуженный художник БАССР
Живопись в собрании башкирского государственного художественного музея им. М.В. Нестерова.
Выставка из проекта «Корифеи башкирского изобразительного искусства»
Судьба Алексея Васильевича Храмова схожа с судьбами многих советских людей, переживших Великую Отечественную войну. Прерванная ею мирная жизнь, фронтовые дороги, ранения. Затем, после долгих лет войны, возвращение в родной дом, к любимой работе. Вместе с тем, судьба его необычна. Он был ХУДОЖНИКОМ. Пережитое обострило его понимание ценности жизни, Родины, чему и посвящено творчество этого проникновенного мастера.
Его дед по материнской линии Михаил Степанович Зорин, известный уфимский купец, в 1909 году начал возводить в Уфе храм Вознесения Господня на пересечении улиц Чернышевского и Зенцова, который открыли в 1919году, но вскоре он был закрыт новыми властями и разрушен. Отец, белебеевский купец Василий Храмов, вместе с братьями расписавший не одну церковь, в годы гражданской войны был расстрелян. Видимо, от деда и отца перешёл к Алексею Васильевичу дар человека с проникновенной и чистой душой, а также умение рисовальщика, которое проявилось в нём с детства. Храмов сумел преодолеть все препоны, связанные с его происхождением, и получить профессиональное образование у хороших педагогов в Уфимском техникуме искусств.
Творческий путь мастера начался в 1930-е годы. Страна строится, развивается. Тема индустриализации становится одной из главных в советском искусстве, дань ей отдаёт и молодой художник. Алексей Васильевич в 1932 году пишет "Паровозное депо", создаёт множество документальных зарисовок о колхозной и индустриальной жизни республики во время поездок в Белорецк, Баймакский, Бурзянский районы. Тогда же он обращается к жанру пейзажа, который отличала задушевность, поэтичность.
Война надолго прервала творческий путь живописца. В составе Гвардейского танкового корпуса он прошёл путь от Сталинграда до Кенигсберга, потом - бои против империалистической Японии. Вернувшись домой активно включается в творческую жизнь, набирается ещё большего опыта и мастерства, работая на "Академической даче им. И.Е. Репина" под руководством известных советских мастеров. Сразу после войны и в 1950-е годы художник много работал над историко-революционной темой. Он исполнил композиции "Фрунзе и Чапаев"(1947), "Войско Салавата"(1950-е гг.), "Портрет генерала Шаймуратова»(1955). Обращение к этим темам и образам вполне понятно. Великая Отечественная война подняла в советском искусстве тему народного подвига, мужества, что особенно было близко А.В. Храмову.
И всё-таки излюбленным жанром его творчества оставалась пейзажная живопись, ставшая главной в его творчестве 1950-1970-х годов. Экспозиции выставки наиболее полно отражает эту грань творчества мастера. Его идеалом стала мирная, спокойная жизнь, лишённая драматических моментов. Он пришёл к созданию осмысленных, содержательных композиций.
Творческая манера художника ярко выражена в полотне "Башкирская деревня"(1972). В цветовом решении холста, построенном на созвучии серебристо-белых тонов, в ясности рисунка, тщательности манеры письма заложено свойственное автору чистое, поэтическое восприятие жизни. В картине есть та простота и безыскусность, которая рождена от большого чувства любви к к родному краю, от глубокого знания натуры.
Очень любил Алексей Васильевич писать Урал с тонущими в облаках вершинами гор, могучими елями, россыпями валунов. В этих пейзажах он часто применял панорамную многоплановую композицию, позволяющую передать ощущение мощи природы. Эти работы замечательного мастера несут образ, наполненный мудрой земной красотой и величием.
Классикой башкирской пейзажной живописи стали и его лирический пейзажи, тонко передающие состояние природы – «Черёмуха цветёт»(1972), «Река Дёма»(1976-1977) с картинами щедрого убранства летней природы. В гармонии сотканных из множества оттенков зелёно-серебристых тонов, в размеренной пластике полотен слышна ясная, спокойная мелодия жизни.
Печать человеческих раздумий, доброты несут портретные работы художника. Скромные и в то же время тонкие по цвету, психологической характеристике, они свидетельствуют о профессионализме автора, испытавшего благотворное влияние русской портретной живописи.
Прошедший суровую школу жизни Алексей Васильевич Храмов умел любить, ценить её и говорить об этом зрителю, открывая по-новому её красоту. Его искусство – это крепкая реалистическая живопись, идущая из глубины души художника-поэта.
В.М. Сорокина,
главный хранитель фондов музея.