ЛУ ЛИНЬ Пекин, Китай
Родился в 1986 году в городе Цзинань, исторически считающимся местом пребывания правительства провинции Шаньдун и расположенном в западной её части, примерно в 400 км к югу от Пекина.
Специальное образование получил в Тяньцзиньском институте изобразительного искусства в городе Тяньцзинь.
Живёт и работает в Пекине.
С каждым годом творчество Лу Линя приобретает всё большую популярность. Оно вызывает интерес не только на родине: произведения Лу Линя экспонировались в музеях и галереях Пекина, Шанхая, Нанкина, Сингапура, Берлина, Потсдама и других городов Европы. Поэтому неслучайно, что в 2012 году он стал финалистом приза Джона Мура1 в области живописи.
Живопись Лу Линя представляет авторскую версию современной китайской живописи, основывающейся на традициях китайской ментальности, но впитавшей опыт и навыки современного международного искусства. Лу Линь признаётся: «На меня оказали большое влияние работы таких художников, как Ансельм Кифер2 и Герхард Рихтер,3 а также книги Бён-Чхоль Хана,4 Фэй Сяотуна,5 Марка Моффетта,6 Стефана Малларме7 и Эрнста Юнгера.8 Они помогли мне найти взаимосвязь между собой и реальностью».
При этом Лу Линь обладает собственным пониманием проблематики искусства и своим узнаваемым стилем. Его произведения можно «читать», как тексты: они подталкивают зрителей к размышлениям, вызывают чувство экзистенциальной тревоги.
Чаще всего Лу Линь пишет пейзажи, но они больше, чем просто пейзажи. «Меня часто спрашивают, почему я так одержим изображением пейзажей? На самом деле я не сосредотачиваюсь на пейзажной живописи намеренно: я предпочитаю создавать “ландшафт для духовных странствий”. Пейзаж — это просто репрезентация. Меня больше волнуют время и память, реальность и истина. Моя цель — не “срисовать природу”, а добиться порядка, используя хаотичные линии и, порой, резкие абстрактные цветовые сочетания. Я считаю, что пейзажная живопись не только изображает окружающий нас живой мир, но и отражает духовные, социальные проблемы. На моих картинах густые чащи или животные часто предстают на фоне архитектурных руин: так я пытаюсь передать противоречие между естественным и индустриальным, отразить историю и предысторию».
Картины Лу Линя — это попытка передать ощущения человека, вышедшего из своих социальных ролей и оказавшегося в неизвестности, посреди «сумрачного леса» жизни.
«Мне нравятся вещи, у которых нет границ и конца, мне нравится это постоянное чувство неопределённости, которое привносит свежесть в творчество. И в то же время остаются без ответа всё те же трудные вопросы, с которыми я буду сталкиваться на каждом этапе своего творчества: как выразить на холсте, например, “Кто мы есть? Откуда мы родом? Куда мы движемся?»
Выставка «Другая сторона леса» до её экспонирования в Башкирском государственном художественном музее им. М.В. Нестерова была показана в Музее современного искусства Эрарта в Санкт-Петербурге, в Национальной художественной галерее «Хазинэ» Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан в Казани и в Нижегородском государственном художественном музее.
Из официального пресс-релиза
Примечания
1 Премия (приз) Джона Мура в области живописи является наградой лучшему произведению современной живописи. Учреждена в 1957 году, присуждается раз в два года. Названа в честь сэра Джона Мура (Мурса; 1896–1993) — бизнесмена, владельца футбольного клуба, политика и филантропа, наиболее известного благодаря основанию ныне несуществующей компании Littlewoods розничной торговли и футбольных пулов; в честь Джона Мура назван и Ливерпульский университет. Произведения лауреатов премии и произведения, включённые в короткий список, выставляются в художественной галерее Уокера как часть Ливерпульской биеннале-фестиваля визуального искусства.
2 Ансельм Кифер, р. 1945 — живописец, художник театра, оформитель книг. Один из крупнейших художников послевоенной Германии, хотя с 1993 года живёт и работает во Франции. Яркий представитель неоэкспрессионизма. Главная болевая точка творчества Кифера — Холокост как воплощение германской катастрофы. В России известен выставкой «Ансельм Кифер — Велимиру Хлебникову. Судьбы народов», посвящённой 100-летию Великой Октябрьской революции и экспонировавшейся с 30 мая по 3 сентября 2017 года в Николаевском зале Зимнего Дворца Государственного Эрмитажа в рамках проекта «Эрмитаж 20/21». Созданные специально для этой выставки 30 произведений Кифера были вдохновлены творчеством поэта-футуриста Велимира Хлебникова (1885–1922). Давний интерес Кифера, работающего с категориями мистической философии, к судьбе «председателя» земного шара Хлебникова, предсказавшего русскую революцию, определил собой отправную точку всего выставочного проекта. Некогда разработанная Хлебниковым странная система математических формул для расчёта закономерности исторических событий, в соответствии с которыми войны являются исходными данными для законов эффективности истории в настоящее время и для будущего, перерастает в идею о бесконечной цикличности судьбоносных военных столкновений, происходящих на воде и суше раз в 317 лет. Кифер использует эту идею как главное «оружие» в своих произведениях, предсказывающих катастрофы будущего в неизгладимых отпечатках прошлого.
3 Герхард Рихтер, р. 1932 — немецкий живописец. Один из основоположников капиталистического реализма — направления в немецком искусстве, наиболее выраженного в живописи, близкого к поп-арту и противопоставившего себя социалистическому реализму. В последующие годы Рихтер — автор абстрактных композиций, синтезирующих живопись и фотографию. Но при этом, по его же словам, он не следовал «никакой особой цели, системе и направлению», не имел программы и стиля, а просто «хотел сделать что-то, что не имело ничего общего с искусством, композицией, цветом, творчеством и т.д.». В начале 1970-х годов увлёкся живописным минимализмом. В целом, творчество Рихтера построено на собственных противоречиях, которые, в свою очередь, противоречат или исключают привычный ход вещей и явлений. Сложно воспринимаемое искусство Рихтера, тем не менее, всегда вызывало живой интерес зрителей. Лауреат многочисленных премий: Iunger westen (1967), Арнольда Боде (1982), Оскара Кокошки (1985), «Кайзерринг» города Гослара (1988), Вольфа (1994/1995), премия «Золотой лев» Венецианской биеннале, Императорская премия Японии (обе — 1997), Векснера (1998), Государственная премия земли Северный Рейн–Вестфалия (2000), Католическая художественная премия (2004). Почётный член города Кёльна.
4 Бён-Чхоль Хан, р. 1959 — философ, теоретик культуры. Родился в Южной Корее, с 1980-х годов живёт в Германии. Долгие годы профессор Берлинского университета искусств, до сих периодически читает там курсы лекций. Автор более двадцати научных книг, большинство которых посвящено критике современного западного общества — погоне за достижениями, выгорании, видимой свободе, скрытом рабстве и недостатке активного образа жизни: «Агония эроса», «Общество усталости», «Аромат времени», «Топология насилия».
5 Фэй Сяотун (1910–2005) — китайский антрополог, социолог, политический деятель, педагог. Профессор социологии Пекинского университета. Лауреат Азиатской премии культуры Фукуока (1993). Обращение к работам китайских антропологов и социологов начала XX века стало для Фэй Сяотуна ключевым в понимании методов и подходов изучения китайского общества местными исследователями. В 1936 году он, будучи одним из пионеров в этой области, провёл исследование среди жителей деревни Кайсяньгун уезда Уцзян провинции Цзянсу, на основе которого была написана монография «Китайская деревня глазами этнографа». Работа Фэй Сяотуна совпала и в большой степени способствовала важному переходу в развитии антропологии от линейного эволюционизма к функциональному подходу, сторонники которого отказались от деления общества на «диких» и «цивилизованных». Более того, исследование Сяотуна стало важной вехой в процессе адаптации западных социологических моделей к китайской действительности.
6 Марк Моффетт, р. 1958 — американский биолог, эколог, мирмеколог (энтомолог, изучающий муравьёв), писатель, макрофотограф. Доктор биологии. Автор научно-популярных книг. Научный сотрудник отдела энтомологии Национального музея естественной истории Смитсоновского института в Вашингтоне.
7 Стефан Малларме (1842–1898) — французский поэт, примыкавший сначала к парнасцам, а позднее ставший одним из лидеров символистов. Поль Верлен называл его «проклятым поэтом», имея в виду название собственного цикла статей 1883 года, посвящённого его отверженным и непризнанным собратьям по перу, которые и сами не желали «вписываться в окружающий мир буржуазного успеха и скучной добропорядочности»: Тристан Корбьер (1845–1875), Артюр Рембо (1854–1891), Стефан Малларме. Большое значение Малларме придавал зрительному впечатлению, чем предвосхитил футуристов. Изощрённая, умышленно затемнённая, внешне как бы основанная на большой книжной эрудиции, поэзия Малларме рассчитана только на избранных, «посвящённых».
8 Эрнст Юнгер (1895–1998) — немецкий писатель, мыслитель, офицер, внёсший значительный вклад в военную теорию. Один из главных теоретиков и идеологов немецкого консерватизма — культурной, социальной и политической философии, которая стремится продвигать и сохранять традиционные институты, обычаи и ценности (семья, религия, армия, права собственности, монархия). Поэтому отрицал бесконечность прогресса и в своих рассуждениях о роли техники подвергал сомнению её позитивный характер. В художественных и публицистических сочинениях затрагивал тему критики современного ему общества. Одна из главных книг — «Уход в лес».
Составитель персоналии, автор экспозиции: Светлана Игнатенко, искусствовед, заместитель директора Башкирского государственного художественного музея
им. М.В. Нестерова по научной работе, заслуженный деятель искусств РБ
Монтаж экспозиции: Марат Шайхлисламов, Рамиль Абдрашитов,
Светлана Игнатенко
Включение в экспозицию выставки Лу Линя скульптур известных башкирских и российских скульпторов, заслуженных художников Республики Башкортостан, лауреатов Государственной премии РБ им. М.В. Нестерова Фирданта Салимьяновича Нуриахметова и Владимира Геннадьевича Лобанова неслучайно: они на редкость органичны со смысловым контекстом выставки. Ведь что такое «Другая сторона леса», если не наша жизнь?! Одна сторона леса — это первозданная, нетронутая человеком природа, другая — та её часть, в которую внедрились урбанистические и технологические инициативы человека-жителя мегаполиса. Но именно этот житель, особенно сегодня, так страстно стремится к природе: ему необходим её чистый воздух, ему так важно стать неотрывной частью реки, леса, поля, то есть слиться с природой, составив с ней почти нестеровское гармоническое целое.
Скульптуры Фирданта Нуриахметова уже своими названиями апеллируют к первоприроде человека: «Плод», «Радуга», «Неквадрат» (а Солнце!), «Отражение» (как обе стороны леса!), «Ступенька» (как «Лестница в небеса» Лу Линя!). И, наконец, «Дуада» — как символ возникновения первичного зла и добра, как знак спиралеобразности развития человечества. А «Движение по Солнцу» и «Звездопад»? Не космогоническая ли это связь Неба и Земли? Не мечта ли, не загаданное человеком желание в момент падения звезды? Все эти процессы настолько естественны и закономерны, что совершенно неважно на какой стороне леса находится человек.
Скульптуры Владимира Лобанова символичны в той же мере. «Когда отцветают пионы» — о любимом цветке китайского народа, «Бутон ириса» — о другом любимом китайцами цветке, «Многоцветье» и «Весна» — символы жизни, материнства, любви и счастья. И стороны леса здесь тоже ни при чём! Ведь как бы не закатывали в асфальт и бетон наши города, нежный цветок и тонкая травинка всё равно пробьются сквозь эту, казалось бы, непреодолимую толщу, а на смену зиме всегда придёт весна! И никакие технологические и исторические катастрофы не смогут повлиять на смену времён года! В этом смысле скульптура Лобанова «Двое», как и «Шагающий» Нуриахметова, — ещё один парафраз темы выставки Лу Линя: объединённые взаимной любовью, эти «Двое» при всей сложности их отношений всегда будут вместе — как будут вместе природа и подступающий к ней шумный, яростно галдящий город. Но они, эти «Двое» — на другой стороне леса, а «Шагающий» — на первой: он, целомудренно обнажённый, робко несущий кому-то трогательный букетик полевых цветов, — создание природы, и катаклизмы мегаполиса ему пока неизвестны!
Объединённые в едином культурологическом и эстетическом экспозиционном пространстве, произведения художников двух разных, но великих цивилизаций, двух разных, но исторически близких народов, поражают своей многовековой взаимосвязью. И невозможно не восхититься общностью их мироощущений и мировоззрений, как невозможно не восхититься талантом воплощения художественного замысла и с благодарностью отметить счастливую возможность увидеть в Уфе, в Нестеровском музее произведения одного из востребованных и одарённых художников современного Китая. Отметим особо и другой событийный факт: в сегодняшние тревожные времена, когда, несмотря ни на что, нерушимость дружбы народов России и Китая звучит с новой вдохновляющей силой, предложенная Лу Линем и поддержанная скульпторами Башкортостана модель счастливой жизни народов мира приобретает неоценимое по своему значению гуманистическое звучание.
Светлана Игнатенко
Пояснения
ПИОН в китайской культуре — символ долголетия и любви, счастья, богатства и одновременно застенчивости и стыдливости. Это любимый национальный цветок китайцев: они называют его «Император цветов»,
«Краса Китая», «Небесный аромат». Отцветающий, а некогда пышный пион ассоциируется с приближающейся осенью и спешащей ей на смену зимой. Именно таков пион и таково состояние природы в скульптуре Лобанова «Когда отцветают пионы».
ИРИС в китайской культуре — символ любви и дружбы. Нежный и изысканный ирис китайцы любят не меньше, чем нарцисс. Но его природа воспринимается ими холодной, поскольку ирисам присущ острый и горький вкус. Корни и стебли ириса издревле используются как лекарства. Эти целебные свойства ириса были описаны ещё в ХVI веке в труде знаменитого китайского врача Ли Шичжэня (1518–1593) «Основы фармакологии».