Выставка живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства из собрания Башкирского государственного художественного музея им. М.В. Нестерова является органической частью гала-выставки, посвящённой 90-летию образования Союза художников Башкирии. Помимо музея, гала-выставка экспонируется в Уфимской художественной галерее и Малом выставочном зале Регионального отделения Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» Республики Башкортостан (РО ВТОО «СХР» РБ). В Уфимской художественной галерее представлены произведения современных художников-членов Союза художников России, в Малом выставочном зале, помимо произведений членов Союза художников России, — произведения членов Объединения молодых художников и искусствоведов при РО ВТОО «СХР» РБ. В экспозиции выставки в музее — произведения ушедших из жизни мастеров разных поколений.
24 июля 1934 года газета «Красная Башкирия» опубликовала информацию: «Художники Башкирии организовались в Союз художников БАССР (БашОСХ)». Вскоре, как и в других регионах страны, Союз стал именоваться по названию города — «Уфимский городской Союз советских художников». Его первым председателем стал талантливый живописец и деятельный организатор Махмут Даутович Усманов.
90 лет прошло со времени создания Союза художников, который с
2002 года называется «Региональное отделение Всероссийской творческой общественной организации “Союз художников России” Республики Башкортостан».
Высокий профессиональный и духовный уровень башкирского
изобразительного искусства был задан творчеством старейших мастеров, начавших свою деятельность в Башкирии ещё в дореволюционные годы. Среди них — первый профессиональный художник-башкир Касим Салиаскарович Девлеткильдеев, впервые представивший в тончайших по мастерству акварелях и рисунках 1920-х –1930-х годов художественные образы родного народа (произведения К.С. Девлеткильдеева см. также в зале № 1 особняка). Это Александр Эрастович Тюлькин, чьи мудрые полотна покоряют безграничной просветлённостью и благородством (произведения см. там же). У истоков башкирской живописи стояли и Анатолий Петрович Лежнев, и Юлий Юльевич Блюменталь — мастер-реалист, создавший, как и Василий Степанович Сыромятников, в результате поездок по Башкирии в 1920-х –1930-х годах ряд проникновенных живописных и графических образов башкир и сцен народной жизни. А также тонкий мастер лирических акварелей Мария Николаевна Елгаштина и умелый рисовальщик, живописец Иван Иванович Урядов.
Союз художников Башкортостана вместе со страной, народом прошёл
сложный путь, преодолевая трудности первых пятилеток, военных лет, жёсткие установки диктата 1930-х –1950-х годов. С первых дней он был консолидирующим центром, который направлял усилия на активизацию творческой деятельности художников, на воспитание молодых кадров. При Союзе работали изостудия, лекторий по истории мирового и русского искусства, организовывались творческие встречи и вечера.
В 1935 году Союз художников организовал первую Республиканскую
выставку, посвящённую IХ Всебашкирскому съезду Советов, затем в 1939-м — выставку, посвящённую 20-летию образования Башкирской АССР. Кроме вышеназванных мастеров, активное участие в них приняли молодые художники, среди которых были и выпускники Уфимского техникума искусств (ныне — Уфимское училище искусств): Мухамед Нуриахметович Арсланов, Габдулла Сулейманович Мустафин, Владимир Петрович Андреев, Рауль Гатауллович Гумеров, Алексей Васильевич Храмов, Галия Шакировна Имашева, Габдулла Амирович Амиров и другие. В их произведениях вставала широкая панорама событий, происходящих в молодой, строящейся республике.
Члены Союза художников составляли ядро организованного в 1930
году Товарищества «Башхудожник» (позднее — Художественный фонд), возглавляя деятельность его художественного совета, что практиковалось на протяжении всего периода его существования и до 1991 года. Правительство республики доверяло художникам оформление экспозиций, демонстрирующих достижения промышленности и сельского хозяйства на выставках в Москве, Уфе, монументальное оформление экстерьеров и интерьеров промышленных, административных зданий, установку памятников и скульптурных ансамблей.
Союз художников не прекращал свою деятельность и в годы Великой
Отечественной войны. Многие художники ушли на фронт, а оставшиеся в тылу продолжали работать, создавая живописные произведения, плакаты, «Окна ТАСС», поддерживающие патриотический дух народа. В 1942–1943 годах состоялись республиканские выставки «Башкирия — фронту», «За Родину», а также были развёрнуты экспозиции произведений А.Э. Тюлькина и И.И. Урядова.
Главным содержанием работ башкирских мастеров в послевоенные
годы становится тема долгожданной мирной жизни, претворённая во многих жанровых и пейзажных произведениях.
Этапным в жизни Союза художников стал 1955 год. В Москве
состоялась Декада башкирской литературы и искусства, в рамках которой прошла выставка работ художников республики. Имена многих из них стали известны всей стране.
С приходом в Союз художников в конце 1950-х – начале 1960-х годов
плеяды молодых талантов необычайный подъём испытывает станковая живопись, получает развитие скульптура, печатная графика, различные виды монументальногоискусства.
В 1960–1970-х годах произведения башкирских художников занимают
особое место на всесоюзных, всероссийских, зональных выставках. Это было время расцвета живописи, впитавшей в себя широкий круг тем. Ахмат Фаткуллович Лутфуллин, Борис Фёдорович Домашников, Рашит Мухаметбареевич Нурмухаметов, Фёдор Александрович Кащеев, Алексей Александрович Кузнецов, Александр Данилович Бурзянцев, Михаил Алексеевич Назаров, Павел Петрович Салмасов, Виктор Андреевич Позднов, Адия Хабибулловна Ситдикова — эти мастера сыграли большую роль в формировании уникальных, самобытных черт башкирской школы изобразительного искусства, в которой органично сплавлены русская традиция, эстетика и дух народного башкирского творчества, поэзия и неувядаемое жизнеутверждение, претворённые в яркой художественной форме.
На масштабные выставки в эти годы выходит скульптура,
представленная портретными, композиционными произведениями Тамары Павловны Нечаевой, Бориса Дмитриевича Фузеева, Зильфата Рауфовича Басырова, Александра Павловича Шутова, Евгения Михайловича Цибульского.
В башкирской графике, наряду с традиционными для неё видами
(акварели Раиса Юсуповича Халитова, Хамита Хакимьяновича Ганеева), получает развитие эстамп. В линогравюре исполнены композиции Алексея Григорьевича Королевского, лирическое звучание, игра тонких линий характеризуют офорты Эрнста Миниахметовича Саитова. Обобщающая сила образов, лаконизм художественного решения свойственны монотипиям и рисункам Бориса Яковлевича Палехи.
Яркое живописное начало, глубина постижения драматургии
спектаклей — неизменные качества произведений ведущих мастеров башкирской сценографии Мухамеда Нуриахметовича Арсланова, Галии Шакировны Имашевой, Самигуллы Масифулловича Калимуллина.
Новую окраску получило башкирское изобразительное искусство в
1980-е –1990-е годы. С изменением политической ситуации в стране и обретением идеологической и творческой свободы художники всё большее внимание обращают на духовно-нравственные проблемы в жизни общества, на поиски стилистики, созвучной времени, их искусство обретает философско-интеллектуальное начало. Но новые темы и формы не заслонили главного — кровной связи художников с традициями башкирской школы, неповторимостью её национального колорита.
В поисках самовыражения каждый из них находит формы, адекватные
собственному мировосприятию. Одни художники свои душевные порывы воплощают в реальных формах: на классических традициях зиждится одухотворённая живопись Евгения Олеговича Клеймёнова, глубокую символику обретает реализм в творчестве Сергея Борисовича Краснова. Другие находят свою индивидуальность в рамках концепций авангардных направлений. Языком стилизованной формы, пластики, подчёркивающих обострённость видения, чувств, воплощает реальность Николай Леонидович Пеганов. Последовательным неопримитивистом выступает Михаил Алексеевич Назаров, один из основателей художественной группы «Сары бия» (1989). Свою творческую индивидуальность в рамках примитивизма и кубизма нашёл Николай Александрович Пахомов. Художественная концепция Наиля Саидовича Латфуллина, объединяющая национальные традиции с творческим использованием авангардных направлений Западной Европы и стилистики Востока, стала основополагающей в творческой деятельности представителей созданного им объединения «Чингисхан» (1990), в частности в произведениях Василя Миргазияновича Ханнанова. Последователи творчества крупнейшего башкирского живописца Ахмата Фаткулловича Лутфуллина, являющиеся, в основном, членами творческого объединения «Артыш» (1995), продолжают его линию повествования о судьбах родного народа, находя иной ракурс в раскрытии темы. Осмысление исторических корней и духовных основ жизни предстаёт в реалистических полотнах Урала Гумеровича Мухаметшина и Рината Юморовича Атаулллина. Глубокая связь с фольклором, искусством лубка и примитива свойственна работам Фарида Рашитовича Ергалиева и Муллаяна Хабибяровича Давлетьярова.
Башкирская графика, как и живопись, развивается в эти годы в русле
современных тенденций, открывая новые мировоззренческие позиции и технические возможности. В традиционной технике офорта Камиль Губаевич Губайдуллин открывает индивидуальные пластические приёмы, позволяющие ему воплотить эмоциональную и философскую глубину произведений. Событийным явлением стало творчество ярких мастеров акварели Василия Николаевича Лесина, Зуфара Гаяновича Гаянова. Рядом с ними в последние десятилетия встал Рамиль Рафаэлевич Маглиев. В оригинальной графике работал автор пастельных композиций Роберт Мидхатович Ягафаров. Развитие книжной графики связано с именами Ивана Сергеевича Файрушина, Александра Александровича Костина.
1980-е –1990-е годы — время расцвета башкирской скульптуры,
которая развивается по пути расширения сюжетных линий, образных и пластических решений. Эти тенденции наиболее ярко прослеживаются в универсальном творчестве Николая Александровича Калинушкина.
Создание художественных групп и объединений, приверженность
художников к различным концепциям и направлениям не ослабили Союз художников. Напротив, его деятельность стала ещё более насыщенной. Художники имеют возможность свободно творить, представлять свои произведения на различных выставочных площадках и получая широкое признание.
Валентина Сорокина, искусствовед,
хранитель фонда живописи Башкирского государственного
художественного музея им. М.В. Нестерова,
заслуженный работник культуры РФ и РБ,
лауреат премии им. П.М. Третьякова
Авторы экспозиции выставки: Светлана Игнатенко, заместитель директора по научной работе, Валентина Сорокина
Монтаж экспозиции: Данис Ахметов, Рамиль Абдрашитов, Роза Файрузова, специалисты по экспозиционной и выставочной деятельности, Марат Шайхлисламов, Татьяна Капина, научные сотрудники