27 января 2023 года в Башкирском государственном художественном музее им. М.В. Нестерова состоялся Круглый стол: «Актуальные проблемы и методы сохранения историко-культурного наследия: реставрация, консервация и хранение музейных памятников». Ссылка на видео https://youtu.be/NrodDwsXzNw
Выставка «Искусство возрождать» приурочена к проведению Круглого стола «Актуальные проблемы и методы сохранения историко-культурного наследия: реставрация, консервация и хранение музейных предметов». Это совместная выставка крупнейших музеев Уфы и Республики Башкортостан — Башкирского государственного художественного музея им. М.В. Нестерова, Национального музея Республики Башкортостан и историко-краеведческого музея им. З.В. Хисматуллиной Башкирской гимназии-интерната № 1 им. Р. Гарипова.
В экспозиции — произведения, отреставрированные художниками-реставраторами Башкирского государственного художественного музея им. М.В. Нестерова и Республиканского историко-краеведческого музея-заповедника «Древняя Уфа» — живопись, декоративно-прикладное искусство и народное творчество башкирского народа. Каждое произведение сопровождается комментариями с описанием сохранности экспоната (произведение до реставрации и работы, проведённые в процессе реставрации) и иллюстрируется фотографиями этих работ. Многие отреставрированные произведения экспонируются впервые.
Неподдельный интерес представляет картина немецкого художника Арнольда Шультена, представителя дюссельдорфской школы живописи. Произведение поступило в художественный музей им. М.В. Нестерова в 2016 году в тяжёлом состоянии, подрамник отсутствовал. Реставрационные процессы проходили в течение двух лет. Сложнейшее восстановление потребовалось и для рамы полотна.
Каждая реставрация, особенно в случае, если произведение принадлежит неизвестному художнику, связана с научной работой по его атрибуции: уточняется техника, иногда в процессе утоньшения и выравнивания лаковой плёнки открывается подпись автора. Так случилось и с картиной «Портрет детей» неизвестного художника. Подпись Б. Пе***ъ нанесена тёмно-красным цветом и просматривается слабо. Некоторые буквы перекрыты живописными мазками, словно художник намеренно запрятал свою фамилию в зелени травы. По этой причине прочитать подпись полностью пока не удалось.
В ряде случаев реставрация позволяет провести научную работу по персонификации изображённой модели и установке даты создания произведения. Яркий тому пример — «Портрет Николая Павловича», поступивший в Башкирский художественный музей в 1919 году из Губернского музея. Благодаря атрибуции кандидата исторических наук, известного специалиста в области военного портрета Александра Владимировича Кибовского (Москва) стало известно имя портретируемого: это Александр Антонович Скалон, генерал-майор, начальник 6-го округа корпуса жандармов. А на основании дат службы А.А. Скалона в корпусе жандармов (1838–1841 годы) стало возможным установить время написания портрета — 1830-е – 1840-е годы.
Легко и просто передано настроение в пейзаже художницы-самоучки Анны Николаевны Каринской (1871–1931). В небольшом по размерам пейзаже «Дорога перелеском», написанном в начале ХХ века, наряду с лиризмом мотива, ощущается эпоха, в которую жила Каринская.
Особый интерес представляют живописные произведения выдающихся русских художников — Ивана Константиновича Айвазовского (1817–1900), Григория Григорьевича Мясоедова (1834–1911), Гавриила Павловича Кондратенко (1854–1924), Николая Никаноровича Дубовского (1859–1918), Константина Константиновича Первухина (1863–1915), Игоря Эммануиловича Грабаря (1871–1960) и копия с известной картины М.В. Нестерова — икона «Кирилл и Мефодий», прошедшая сложнейший путь реставрационных работ.
На выставке впервые экспонируются произведения, демонстрирующие скрупулёзную работу реставраторов по возрождению произведений декоративно-прикладного искусства и скульптуры. Таковы подвенечный головной убор и подвенечные туфельки Марии Ивановны Мартыновской (1862–1886), первой жены Михаила Васильевича Нестерова (1862–1942), подаренные Башкирскому художественному музею в 1986 году внучкой великого уфимца — Ириной Викторовной Шретер (1918–2003). Таковы печной изразец ХVIII века, швейка и шкатулка ХIХ века, созданные в традициях тульской художественной стали, мраморная шкатулка начала XIX века, фаянсовое кашпо и скульптура «Носорог» выдающегося советского анималиста Андрея Валериановича Марца (1924–2002).
Традиционное творчество башкир представлено хараусом из собрания Нестеровского музея и женскими кожаными ичигами, декорированными растительным орнаментом, из собрания историко-краеведческого музея им. З.В. Хисматуллиной.
Неподдельный интерес представляют экспонаты из собрания Национального музея РБ: они относятся к кара-абызской археологической культуре раннего железного века (III–II века до н.э.) и поступили в музей в результате раскопок в Шиповском курганном могильнике в Иглинском районе РБ. Эпоха Средневековья представлена железным наконечником стрелы XIV века из Ибрагимовского поселения в Кармаскалинском районе РБ.
Организаторы выставки «Искусство возрождать» надеются, что зрители с благодарностью оценят сложный и ответственный труд реставраторов и откроют для себя его уникальную специфику.
Ильмира Фаридонова, заведующая отделом реставрации БГХМ им. М.В. Нестерова, художник-реставратор станковой масляной живописи I категории, заслуженный деятель искусств РБ
Научный редактор выставки Светлана Игнатенко, заместитель директора БГХМ им. М.В. Нестерова по научной работе, заслуженный деятель искусств РБ