ШАЙМАРДАНОВ ИГОРЬ ДМИТРИЕВИЧ
Санкт-Петербург
СЦЕНОГРАФ. ГРАФИК. ЖИВОПИСЕЦ.
Член Союза художников России с 2000 года.
Член Союза театральных деятелей России с 2005 года.
Родился 7 февраля 1964 года в г. Камбарка Удмуртской АССР. В детстве и юности жил в г. Нефтекамске Башкирской АССР, где окончил художественную школу.
Художественное образование получил в Йошкар-Олинском художественном училище (Марийская АССР; 1979–1983), специальное, по профессии «Театральный художник», — на факультете сценографии и театральной технологии Санкт-Петербургской академии театрального искусства (1985–1991).
Живёт и работает в Санкт-Петербурге. Автор оформления около 40 спектаклей в театрах страны. В 2008, 2009 годах — главный художник Всероссийских Пушкинских праздников в Государственном мемориальном историко-литературном и природно-ландшафтном музее-заповеднике А.С. Пушкина «Михайловское» (село Михайловское Псковской области).
Основополагающая тема творчества — жизнь и литературное наследие гения русской поэзии, классика мировой литературы Александра Сергеевича Пушкина. Автор альбомов «Александру Сергеевичу хорошо!» (2011) и «Азбука Пушкиногорья» (2012), ставших значительными событиями в художественной жизни России.
Альбом «Александру Сергеевичу хорошо!», изданный Государственным мемориальным историко-литературным и природно-ландшафтным музеем-заповедником А.С. Пушкина «Михайловское», представляет все пять «пушкинских» циклов И.Д. Шаймарданова, над которыми он работал более десяти лет, начиная с 2000 года. Это циклы «Ситцевый Пушкин» (2001), «Михайловские царапки» (2005), «Пушкинский календарь» (2005), «Александру Сергеевичу хорошо!» (2009), «Арина Родионовна и Александр Сергеевич» (2010). Всего 160 репродуцированных произведений.
Вошедшие в эти циклы графические и живописные произведения демонстрируют оригинальную художественную манеру Шаймарданова, наиболее адаптированную к современному, в том числе молодому зрителю, и направленную на его знакомство с жизнью А.С. Пушкина и его литературным наследием. Каждое произведение Шаймарданов всегда сопровождает цитатами из произведений Пушкина, текстами из писем и автобиографических заметок поэта и его современников, выявляя тем самым «скрытые в шутливых картинках серьёзные, иногда трагические подтексты и смыслы». Учитывая необычность творческой задачи, Шаймарданов выступил и автором оригинал-макета альбома, разработав его таким образом, что сама «картинка», как называет он свои произведения, и цитата под ней занимают основную часть книжной страницы, а на тонированном поле акцентирована какая-либо забавная или трогательная деталь рисунка. Так, в цикле «Ситцевый Пушкин» (2001) сюжеты с участием самого Пушкина, его жены Натали, зайца, перебежавшего дорогу поэту в 1825 году, псковских (любятовских) крестьян и других персонажей, «вписаны» в набивной узор ткани — цветочки, полоски, горошки и пр. В цикле «Михайловские царапки» (2005) Шаймарданов использовал оригинальную технику — масляные краски на мелованном листе с предварительно процарапанными на нём контурами рисунка.
Альбом «Александру Сергеевичу хорошо!» был презентован в канун дня рождения А.С. Пушкина, 2 июня 2011 года, на Всероссийском Пушкинском празднике в музее-заповеднике «Михайловское» и был признан в Псковской области «Книгой года – 2011».
Следующий альбом Шаймардинова — «Азбука Пушкиногорья» (составитель М.Н. Баринова) представил графический цикл, созданный в той же оригинальной художественной манере. В данном случае это синтез топонимов псковских пушкинских мест и отдельных имён и предметов, связанных с жизнью и творчеством А.С. Пушкина и с историей и современной жизнью музея-заповедника «Михайловское», и авторских шуточных их «толкований и разъяснений», взятых из произведений поэта, воспоминаний о нём его современников и из других источников.
В качестве иллюстратора Шаймарданов — автор оформления книг «Повести Белкина» А.С. Пушкина, «Заповедник» С.Д. Довлатова, «Стихи, написанные в Михайловском».
В той же мере концептуальным для творческой программы Шаймарданова стал показ произведений «пушкинских» циклов, вошедших в его альбомы и проиллюстрированные книги, на выставках. Или наоборот — выставочный показ предшествует публикации иллюстраций в книгах. Например, так было с иллюстрациями к книге «Повести Белкина»: в 2019 году в выставочно-представительском центре Государственного литературного мемориального и природного музея-заповедника А.С. Пушкина «Болдино» (село Большое Болдино Нижегородской области) экспонировалась выставка «А.С. Пушкин. Повести покойного Ивана Петровича Белкина». А до этого отдельные произведения выставки были представлены на мероприятиях в России и за рубежом: в феврале 2016 года — в Пскове и Святогорье, в апреле 2016-го — на кинофестивале в Гатчине (Ленинградская область), в ноябре того же года — в рамках Пушкинских дней в Вене (Австрия), в мае 2017 — на выставке в Полоцке (Республика Беларусь), в октябре–декабре 2018-го — в музеях А.С. Пушкина в Бернове и Торжке, в марте–мае 2019 — в музее-усадьбе В.В. Набокова «Рождествено» в селе Рождествено Гатчинского района Ленинградской области.
Более 50 персональных выставок, представляющих графические и живописные «пушкинские» циклы Шаймарданова, экспонировались в Санкт-Петербурге, Москве, Пскове, Йошкар-Оле, Ульяновске, Дмитрове, Ижевске, Воткинске, Чайковском, Нефтекамске.
Произведения И.Д. Шаймарданова хранятся в Государственном мемориальном историко-литературном и природно-ландшафтном музее-заповеднике А.С. Пушкина «Михайловское» (село Михайловское Псковской области), Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (Москва), Всероссийском музее А.С. Пушкина (Санкт-Петербург), Музее-квартире В.В. Набокова (Санкт-Петербург), Республиканском музее изобразительных искусств Республики Марий Эл (Йошкар-Ола), Удмуртском республиканском музее изобразительных искусств (Ижевск), в частных собраниях в России и за рубежом.
ПУШКИН. ИЗЛОЖЕНИЕ
Выставка «Пушкин. Изложение» — новый выставочный проект Игоря Шаймарданова. Его первая публикация состоялась в июне 2022 года в Ульяновском областном художественном музее, затем проект был показан в Дмитрове, Ижевске, Воткинске, Чайковском и зимой 2022–2023 годов в Нефтекамской картинной галерее «Мирас» — филиале Башкирского государственного художественного музея им. М.В. Нестерова.
Шаймарданов признаётся, что рад тому, что в Нестеровском музее выставка «Пушкин. Изложение» открылась именно в феврале, поскольку 10 февраля — День памяти великого поэта.
Он называет выставку анимационной, объясняя это тем, что представленные в её экспозиции 47 графических листов — это не что иное, как эскизы к мультипликационным фильмам «Аппетит» и «Леший». И поясняет, что серия про Пушкина изначально родилась в виде ленты арт-концептов: «Это своего рода диафильм — чередование картинок, по которым можно проследить сюжет повествования: возможные истории из жизни Пушкина в Михайловской ссылке. Немного лёгкого юмора, незатейливого повествования, свободной новеллы, в которой есть и сказка, и ложь, и намёк». Художник показывает в своих листах Пушкина таким, каким он был в повседневной жизни, освободив его от клише и стереотипов, сделав живым и весёлым: «Моё обращение в творчестве к Пушкину — явление, конечно, закономерное, как у каждого художника, но отправной момент, который потянул за собой все последующие циклы, серии, темы, произошёл для меня на грани перехода в другую реальность. Всё просто, без фантасмагорий и “заумствований”. Я, по всей видимости, был настолько погружён в Пушкина, в его образы, в тему, что вдруг увидел его среди полей, домов, рек и озёр, цветочных орнаментов. Не было никаких сомнений в реальности происходящего. Так появился Пушкин, отдыхающий среди цветущих лугов, бредущий по окрестным полям, коротающий длинные ночи с няней… Народный поэт и природа оказались настолько едины по духу, что произошло маленькое чудо и для меня — художника. Я вдруг открыл для себя своего Пушкина. Увидел его в повседневной жизни. Без бронзы и монументализма, без пьедестала и недосягаемости. При этом он всегда ПОЭТ!»
ТАК ПОЧЕМУ ЖЕ ВСЁ-ТАКИ ПУШКИН?
По этому поводу Игорь Шаймарданов говорит: «Я постоянно отвечаю на этот вопрос, а меня всё равно настойчиво спрашивают: “А почему же именно Пушкин?”. И я отвечаю снова: «Как будто всё вышло случайно, а, может быть, всё к этому шло? Как у всякого творческого человека, который рано или поздно обязательно придёт к Пушкину. На данном этапе Пушкин — часть моей жизни. Сюжеты, серии рождаются сами собой. И немудрено: ведь это ПУШКИН!»
ОБ ИГОРЕ ШАЙМАРДАНОВЕ И ЕГО ИСКУССТВЕ
Графика и живопись Игоря Шаймарданова, написанные чуть иронично, подчёркнуто не пафосно, но неизменно с душевным пониманием, с глубокой сердечной симпатией к каждому персонажу, всегда находят очень тёплый приём у зрителей.
Из пресс-релиза
Художник Игорь Шаймарданов с 2000 года делает пушкинские серии, неожиданные с точки зрения сюжета. Пушкин здесь не символ. Он – деревенский житель, простой и чуть наивный, он — сказочный герой: то ли Иванушка, то ли царевич, которому служит не только серый волк, а все герои так или иначе служат, точнее, подыгрывают ему.
Создав эту условную среду для «солнца русской поэзии», художник прячет Пушкина в мир безопасный, полный любви и юмора. Игорь Шаймарданов пытается спасти Александра Сергеевича, увести его подальше от Чёрной речки, вывести из тупика предпоследних дней, показав поэту, сколько ещё в жизни возможностей быть счастливым. Банька, кони в ночном, русалка на ветвях, ночные свидания с деревенскими красавицами.
Наивный стиль «деревенской пушкинианы» не обманывает даже пушкинистов. В каждой серии за кажущейся простотой проглядываются огромные знания художника о жизни поэта и о его личности.
Да! Пушкин останется солнцем, которое освещает своим присутствием деревеньки, леса, сенокосы.
Послевкусие этой сюжетной выставки прекрасно. Условное вмешательство, изменение сюжетной линии нашего гениального и любимого поэта — конечно, игра. Но какая добрая и счастливая игра!
Татьяна Масс, журналист, писатель, президент интернет-сообщества
«Вселенная Пушкин», Франция
Составитель: Светлана Игнатенко, искусствовед, заместитель директора БГХМ
им. М.В. Нестерова по научной работе, заслуженный деятель искусств РБ, автор экспозиции выставки