Выставка «Время и вечность» обращается к теме взаимодействия понятий времени и вечности и их роли в жизни человека, творчестве и духовности. Экспонирующаяся в Башкирском государственном художественном музее им. М.В. Нестерова, выставка посвящена 160-летию со дня рождения выдающегося уфимца, академика живописи, заслуженного деятеля искусств РСФСР, основателя художественного музея в Уфе Михаила Васильевича Нестерова (1862–1942).
Личность Нестерова и его жизненный путь во многом отображают отношения между временем и вечностью: художник жил в неспокойное время, когда войны и революции сменяли друг друга, а он, так и не принявший Октябрьскую революцию, искал в своём искусстве вечность. Нестеров признавался: «В художестве, в темах своих картин, в их настроении, в ландшафтах и образах я находил “тихую заводь”, где отдыхал сам, и, быть может, давал отдых тем, кто его искал».
Выставка «Время и вечность» стремится понять соотношение времени и вечности. Современный человек и темп его жизни растворились во времени, вечные вопросы мироздания, вечные ценности, кажется, начинают терять актуальность. Способом остановить этот бег становится и искусство, возвращающее человека к его истинному назначению — поиску истины.
Разум человека не может полностью понять вечность, поскольку это либо бесконечное количество времени, либо нечто иное, чем время и пространство, которые мы знаем. Переживая время, мы, тем не менее, не можем полностью понять вечность, поскольку она выходит за рамки реального бытия.
Глубочайшая потребность каждого из нас, даже если мы этого не осознаём, заключается в вечной жизни. Но для большинства людей наиболее важными в современном мире остаются временные вещи. Это происходит оттого, что эти вещи являются непосредственными, осязаемыми и видимыми, но это не означает, что вечная глубина мироздания людьми не осознаётся.
Когда забывается вечность, человеческая судьба лишается своего реального значения, а цель жизни ограничивается поиском самореализации лишь на земле. Помнить о вечности — значит знать, что наше земное существование однажды сменится вечной реальностью.
Выставка «Время и вечность» даёт каждому зрителю возможность составить своё представление о вечности, взглянуть на безвременье своими глазами и убедиться в его реальности. Только почувствовав вечность, мы сможем по-другому взглянуть на мир и найти в нём ту «тихую заводь», о которой писал и к которой стремился М.В. Нестеров.
Евгения Васильева (EVA) — почётный член Российской академии художеств, член Творческого Союза художников России, кавалер ордена Почёта РФ.
С отличием окончила факультет искусств Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (степень магистра в области изобразительного искусства, аспирантура по специальности «Искусствоведение»), Британскую высшую школу искусств и дизайна (по специальности «Современное искусство»), Open College of the Arts (степень магистра в области изобразительного искусства), юридический факультет Санкт-Петербургского государственного университета (степень магистра в области юриспруденции).
Помимо художественной практики, занимается научно-исследовательской деятельностью и является автором 15 монографий, посвящённых взаимодействию рационального и иррационального знаний в современном искусстве.
Произведения Васильевой экспонировались в государственных и частных институциях: London Art Biennale, Saatchi Gallery (обе — Лондон, Великобритания), Palazzo Bembo в параллельной программе Венецианской биеннале (Венеция), Florence Art Biennale (Флоренция), Diocean museum of Caltagirone (Кальтаджироне), Palazzo Doebbing Museum (Сутри, все — Италия), CICA Museum (Сеул, Южная Корея), Научно-исследовательский музей Российской академии художеств (Санкт-Петербург), Московский музей современного искусства, Государственный музей Востока, Центр современного искусства Винзавод, Инновационный центр «Сколково» (все — Москва), Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан (Казань), Национальный музей Республики Башкортостан (Уфа).
Произведения Евгении Васильевой хранятся в собраниях Пьера Кардена (Франция), Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан (Казань), Национального музея Республики Башкортостан (Уфа), Музея современного искусства города Гибеллина, Епархиального музея города Кальтаджироне (оба — Италия), Фонда Ибрагима Кодры (Швейцария), а также в частных собраниях в разных странах мира.
Время и вечность Евгении Васильевой
Искусство — это, прежде всего, состояние души
Марк Шагал
Само соотношение «время — вечность» содержит мощный драматизм, источник глубинного конфликта, мимо которого не может пройти художник. Творчество Евгении Васильевой наполнено эмоциями и экспрессией. В её картинах всё находится в движении: порывистые, извивающиеся линии, насыщенный колорит. Композиции отличает упрощение изображения, отсутствие детализации, запредельный символизм и динамичность. Произведения характеризует искромётная быстрота реакции на какую-то возникшую идею, и такое моментальное фиксирование образа, порой, оказывается убедительнее того, чего художник достигает в длительном процессе. Автор стремится не столько к воспроизведению действительности, сколько к обострённому выражению своих чувств и переживаний, иррациональных состояний души.
Пластическая красота и свобода сочетаются с возможностью различных смысловых ассоциаций. Интерпретация христианских ценностей прослеживается в серии живописных произведений «Время и вечность»: «Несение креста», «Бегство в Египет», «Благовещение», «Тайная вечеря»… В них глубина чувства и концентрация духовных ощущений переданы минимумом художественных средств. Свободные от академических условностей картины выполнены в традициях искренности и «наивной религиозности». Галерея художественных образов передаёт сложный, духовно насыщенный мир Священного Писания и позволяет зрителю проследить мироощущение художника и его восприятие окружающего мира.
Серия «Воображаемая геометрия» выполнена в смешанной технике. Здесь Васильева заостряет своё внимание на цифровых технологиях, без которых сегодня трудно представить современное искусство. Обращение к компьютерной графике интересно тем, что при её использовании появляется некий «помощник», который обогащает творческий процесс своей непредсказуемостью. Никогда доподлинно не известно, какой результат выдаст машина. Следовательно, и на этой, вроде бы, автоматизированной стадии художнику открывается огромный простор для эксперимента. Сначала с помощью графических редакторов в компьютере создаётся цифровое изображение, которое печатается на холсте. Этот принт в дальнейшем используется как подмалёвок в процессе создания картины маслом. И здесь мы снова видим неуёмную экспрессию автора: энергичные удары широкой кисти, пастозную манеру письма. Сюжеты произведений из серии «Воображаемая геометрия» проникнуты размышлениями автора о назначении человека и ответственности его перед мирозданием, об одиноком мечтателе на земном пути.
В скульптурах Васильевой монолитные формы традиционной школы уступают место лёгким и прозрачным конструкциям, которые создают эффект движения в пространстве. Шар, призма, октаэдр — доминанты этих выразительных бронзовых структур. Сфера — объект из мира магии и волшебства. Созданная из полированной бронзы, она искажает привычное отражение окружающего мира и рождает причудливые трансформации. Хрупкие, извивающиеся биоморфы (похожие на ветви коралла или сгустки расплавленного металла, застывшие в холодной воде), изломанные, волнистые плоскости, изъеденные коррозией, решётки с промышленной перфорацией формируют объём. Эти пространственные структуры демонстрируют конфликт с «полированным лоском» и единство, рожденное незавершённостью.
Современные цифровые технологии отражены в творчестве Васильевой произведениями видеоарта. Средствами видео автор создаёт искусственную среду, художественное значение которой заключается в опыте пребывания в определённой атмосфере, транслируемой зрителю с помощью изображения и звука. Эта среда вызывает парадоксальное визуальное переживание — то самое «острое ощущение», которое становится главным источником эстетического эффекта. Смысловая направленность видео предстаёт через конфликт понятий «свобода — заточение». Попытка понять их обречена, весь видеоряд выстроен так, чтобы вызвать определённое чувство у зрителя, ощущение того или иного эмоционального состояния.
Искусство — совершенная форма коммуникации между творцом и окружающей нас Вселенной. Язык искусства существует испокон веков, он актуален вне времени и пространства. Посредством творчества художники обмениваются знаками безусловных ценностей человечества: любовью, добром, духовной силой, радостью и состраданием. Владеющие языком искусства обладают даром останавливать Время и возможностью прикоснуться к Вечности.
Марат Марин, научный сотрудник