Экспонирующаяся в трёх залах лаптевского особняка выставка «Дыхание степи и гор» посвящена 450-летию Уфы и 270-летию со дня рождения национального героя Башкортостана, батыра Салавата Юлаева (1754–1800). В её экспозиции — произведения живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства художников Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодара, Екатеринбурга, Омска, Стрежевого Томской области, Уфы, Стерлитамака, Нефтекамска и села Киргиз-Мияки Миякинского района Республики Башкортостан. Все произведения — из собрания Башкирского государственного художественного музея им. М.В. Нестерова. Их хронологический период — 1920-е – 2018 годы, то есть почти век, — что позволяет оценить этапы развития изобразительного искусства Башкортостана и России, многообразие стилистических и образно-тематических решений, видов и жанров. Экспозиция позволяет зрителю почувствовать неповторимую красоту природы Башкортостана, своеобразие жизни, быта и культуры башкирского народа, услышать музыку курая и кубыза, плывущую над просторами башкирской степи и отражающуюся эхом в древних уральских горах. Зритель легко отметит, что экспозиция предлагает некий диалог поколений, выраженный приёмом объединения в каждом зале произведений старейших художников и художников других поколений, что, в свою очередь, подтверждает их неувядающий интерес к истории башкирского народа и его великой культуре — фольклору, мифологии, легендам и преданиям.
В залах № 1 и № 2 экспонируются произведения основоположников и корифеев изобразительного искусства Башкортостана, с именами и творчеством которых связаны возникновение и становление всех его видов. Так, выпускник Казанского художественного училища, ученик выдающегося русского художника Николая Ивановича Фешина (1881–1955),1 друг Давида Давидовича Бурлюка (1882–1967),2 народный художник БАССР, заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Государственной премии БАССР им. Салавата Юлаева Александр Эрастович Тюлькин (1888–1980) вошёл в историю изобразительного искусства республики как основоположник школы профессиональной башкирской живописи. Его основной темой стала Уфа, которую он изображал как в её патриархальном очаровании, так и преображённой, индустриальной, с растущими день ото дня новостройками. Лирик по природе, он создал живописную поэму об Уфе, о родной башкирской земле: уфимские овраги и Шиханы, река Белая и Уральские горы обрели в его произведениях значение мотивов вселенских, а красота обыденного, привычного стала красотой совершенной. Яркие тому примеры — и представленные в зале № 1 полотна Тюлькина «Накануне праздника в башкирской деревне» и «В избе Салавата». Вместе с полотнами старейших художников, уфимца Василия Степановича Сыромятникова (1885–1979) «Гости на женской половине», московского живописца, профессора живописи Павла Васильевича Малькова (1900–1953) «Башкиры из Архиерейки» и современного уфимского живописца, заслуженного художника РФ и РБ, члена-корреспондента Российской академии художеств Рашита Султановича Хабирова «Башкирский костюм», эти произведения создают одну из красивейших линий экспозиции, посвящённую жизни и быту башкир и башкирскому национальному костюму. В этом же ряду — акварели основоположника школы башкирской акварели, первого профессионального художника-башкира, выпускника Санкт-Петербургского училища технического рисования барона А.Л. Штиглица Касима Салиаскаровича Девлеткильдеева (1887–1947). И произведения основоположника башкирской школы фарфора и керамики, заслуженного художника РСФСР, народного художника БАССР, лауреата Государственной премии БАССР им. Салавата Юлаева, почётного гражданина г. Уфы Тамары Павловны Нечаевой (1922–2003). И фарфор Фаузии Усмановны Усмановой, керамика Мансура Калтаевича Якубова (1939–1973) и заслуженного художника РБ Виталия Квинтильяновича Николаева.
В зале № 2, наряду с полотнами А.Э. Тюлькина (в их числе и картина «Уфа. Шиханы», посвящённая башкирской столице) — полотна народного художника СССР и РСФСР, заслуженного художника БАССР, академика Российской академии художеств, лауреата Государственной премии БАССР им. Салавата Юлаева Ахмата Фаткулловича Лутфуллина (1928–2007): картина «Белая юрта», звучащая как ярчайшее выражение темы выставки, и всемирно известное полотно «Три женщины», символизирующее духовную красоту и нравственную силу башкиркой женщины. «Три женщины» в этом смысле становятся логическим продолжением акварели К.С. Девлеткильдеева «Девочка-башкирка в голубом» (см. в зале № 1). Символом величия и свободолюбивого духа башкирского народа звучит образ в полотне заслуженного художника БАССР Алексея Александровича Кузнецова (1927–1990) «Охотник (Бурзянский медвежатник)». Мифопоэтика — основная составляющая образа в картине заслуженного художника РФ и РБ, лауреата Государственной премии РБ им. Салавата Юлаева Хатипа Сарваровича Фазылова «Абдрахман». Оба произведения буквально пронизаны дыханием башкирской степи и уральских гор. Лиризм, неотрывный от темы материнства, составляет эмоциональное звучание образа в картине заслуженного художника РФ и РБ, лауреата Государственной республиканской молодёжной премии РБ им. Ш. Бабича Джалиля Ахметовича Сулейманова. Тем же лиризмом и чувством восхищения женской красотой наполнены образы в скульптуре «Башкирская невеста» заслуженного художника БАССР, участника Великой Отечественной войны Александра Павловича Шутова (1925–2008) и в скульптурах «Радуга» и «Молящаяся» заслуженного художника РБ, лауреата Государственной премии РБ им. М.В. Нестерова Фирданта Салимьяновича Нуриахметова.3
В зале № 6 представлены произведения живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства художников, представляющих города и сёла Башкортостана и России. Практически все экспоненты — лауреаты Всероссийского конкурса изобразительного и декоративно-прикладного искусства, посвящённого 100-летию образования Республики Башкортостан. Каждое произведение — сегодняшний день изобразительного искусства страны во всём многообразии тем, жанров и стилей. Так, полотно заслуженного художника РФ и РБ, лауреата Государственной республиканской молодёжной премии РБ им. Ш. Бабича, уфимца Амира Минивалиевича Мазитова «Начало больших рек» отличается откровенным символическим контекстом. Полотно москвички, лауреата Государственной республиканской молодёжной премии РБ им. Ш. Бабича Сулпан Билаловны Билаловой «Акын» звучит как собирательный образ легендарных акынов и сэсэнов (поэтов-сказителей) и в этом смысле посвящено сэсэну Салавату Юлаеву. Несложно заметить, что акын в полотне Билаловой, помимо вышеназванной характеристики, представляется ещё и образом природы: его лицо испещрено морщинами, ассоциирующимися с землёй, по которой проложены дороги, волосы — как покрытые лесами горы, борода — как реки и водопады, рот — древняя пещера, мрачная и таинственная, ведущая к палеолитическим истокам всех мировых цивилизаций. Полотно молодого омского художника Полины Евгеньевны Заремба «Мечеть» вместе с декоративными рельефами уфимского художника Рустяма Мугиновича Фаткуллина (1940–2021) «Азан» (призыв к молитве) и «Мелодия» и со скульптурой заслуженного художника РБ, нефтекамца Ильшата Фаритовича Гилязова (1960–2022) «Утренний намаз в Палдиски» апеллируют к мусульманской вере и памяти о Салавате Юлаеве. Участник Крестьянской войны 1773–1775 годов, сподвижник Емельяна Пугачёва, Салават Юлаев был отправлен после поимки на вечную каторгу в эстонский порт Рогервик (ныне — Палдиски), основанной ещё Петром I. История становления его боевого духа, так и не сломленного нечеловеческими испытаниями, формирование его поэтического таланта (Салават Юлаев вошёл в историю и литературу республики ещё и как талантливый поэт) запечатлены в триптихе «Салават» заслуженного художника РБ Валерия Александровича Мельникова, выполненного в технике цветного карандаша, и в арт-объекте «Стоянка Салавата» заслуженного художника РФ, народного художника РБ Василя Миргазияновича Ханнанова (1956–2024). Эпиграфом к ним звучит строчка из стихотворения Салавата Юлаева: «Я не умер, башкиры!» Неотрывны от темы жизни и подвига Салавата полотно А.Э. Тюлькина «В юрте Салавата» и выполненная в фарфоре скульптура Т.П. Нечаевой «Салават Юлаев» (обе см. в зале № 1).
Картина молодого краснодарского художника Елены Александровны Носивской «Поселение башкир» — яркое свидетельство, что древняя история башкирского народа вдохновляет художников не только Башкортостана. Панно «Вихорь», выполненное в технике горячей эмали екатеринбургским художником Инной Борисовной Лемоновой, неотрывно по сути от вышеназванных произведений: оно звучит символом башкирской вольницы, ассоциируется с бесстрашными «северными амурами» — участниками Отечественной войны 1812 года.
Особый предмет гордости башкирского народа — его всемирно известные эпосы. Этой теме посвящены триптих «Урал-батыр», выполненный в технике живописи на шёлке народным художником РБ Зуфаром Гаяновичем Гаяновым (1941–2015), и иллюстрации к эпосу «Акбузат» заслуженного художника РФ и РБ, лауреата Государственной премии РБ им. Салавата Юлаева Айрата Рауфовича Терегулова, выполненные в технике граттажа. В этом же ряду — скульптура народного художника РБ Владимира Геннадьевича Лобанова «Семь красавиц», отправляющая нас, как и фарфоровая композиция Т.П. Нечаевой «Танец “Семь девушек”» (см. в зале № 1), к древней башкирской легенде о семи сёстрах-подругах, отличавшихся красотой, трудолюбием и любовью к танцам и спасших свою девичью честь, утонув в озере Култубан (др. название — Яугуль), расположенного в Баймакском районе башкирского Зауралья, в десяти километрах от Сибая. В этом же ряду — арт-объект «Дева» по мотивам тюркских балбалов (каменных баб степной территории Евразии — от Украины до Китая) киргиз-миякинского художника Галинура Ахияровича Зарипова. И панно «Белая юрта» и «Сагарак (Парад планет)» из серии «Башкирские юрты» народного художника РБ Зимфиры Ахатовны Галимовой, выполненные в технике горячего батика.
Уфа и её главная красавица — река Белая, — воспетая в своих полотнах великим уфимцем, академиком живописи, основателем Башкирского государственного художественного музея Михаилом Васильевичем Нестеровым (1862–1942),4 — тема графических листов из серии «Окрестности реки Белой» графика Игоря Анатольевича Репникова, живущего в городе Стрежевом Томской области.
Вековая взаимосвязь культур тюркских и славянских народов — тема акварелей стерлитамакского художника Елены Викторовны Литвиненко, входящих в серию «Этно». Главный орнаментальный мотив в искусстве всех тюркских народов — кускар (роговидный завиток, происхождение которого связано с эпохой звериного стиля) — находит отображение в её акварели «Тюркские мотивы». И продолжается в крупноформатном панно «Исток» уфимского творческого объединения «COS*МЫ», ставшем своеобразной смысловой доминантой зала.
Завершающий аккорд выставки, вновь отправляющий нас к красоте традиционного башкирского искусства и неповторимому своеобразию быта башкир, — арт-объект «Течение времени» санкт-петербургского художника Жанны Фёдоровны Грибовой и уфимского художника Ольги Юрьевны Суткевич. С точки зрения символизма образа от него неотрывна скульптура В.Г. Лобанова «Пространство и время». В ней синтезирован один из любимых материалов всех кочевых народов — дерево — и непреходящая идея многовековых духовных и нравственных ценностей человечества: вера в Бога, в торжество жизни, в созидательную миссию человека.
Светлана Игнатенко, искусствовед, заместитель директора
БГХМ им. М.В. Нестерова по научной работе,
заслуженный деятель искусств РБ, лауреат Государственной премии РБ
им. М.В. Нестерова, автор экспозиции выставки
Примечания
1 Произведения Н.И. Фешина см. в зале № 7.
2, 3 Произведения Д.Д. Бурлюка см. в зале № 8. Там же см. скульптурный портрет
Д.Д. Бурлюка Ф.С. Нуриахметова.
4 Произведения М.В. Нестерова см. в залах № 4 и № 5.