Бессмертное счастие наше Россией зовётся в веках…
Эти строки Владимира Набокова — всеобъемлющий эпиграф к творчеству прославленного российского, башкирского живописца Бориса Фёдоровича Домашникова (1924–2003), чья выставка, посвящённая 100-летнему юбилею мастера, проходит в залах Башкирского государственного художественного музея им. М.В. Нестерова. Уже много лет художника нет с нами, а его творения и сегодня воспринимаются как подлинная жемчужина живописи и духовной красоты. Россия, Родина — это те святые идеалы, которые его вдохновляли. Их он воплощал в своём творчестве. Что бы ни писал Домашников — деревенский мотив или выросший в горах новый современный город, любимые берёзовые рощи или эпические мотивы Урала, храмы с голубыми куполами или Уфимскую Соборную мечеть, — каждое его полотно поёт о красоте и величии нашей Родины. Особое, «домашниковское» просветлённое начало пронизывает их, рождая у зрителя жизнеутверждающие эмоции.
Коллекция произведений Домашникова в собрании музея позволила представить ретроспективу его творческого пути от произведений начала 1950-х годов до последних полотен конца ХХ века.
Образ Родины в ранних произведениях художника — это камерные мотивы природы с тонко переданным её состоянием: «Пашня» (1951), «На реке Белой» (1952), «Вечер в Охлебинино» (1954). В них предстаёт согретый глубокой любовью художника образ России с её деревенскими окраинами, пашнями, белыми снегами. В том, что автор хранил любовь к скромным, простым мотивам, есть определённая закономерность. Его работы этого времени созвучны общей тенденции советской пейзажной живописи послевоенных лет, которая несла обострённое чувство привязанности к своей земле, обретшей после войны мирную жизнь, утверждающей красоту малой родины. В них — и воплощение глубоко личностного, авторского начала, основанного на воспоминаниях деревенского детства, поэзии И.С. Никитина, Н.А. Некрасова. Из-под кисти живописца выходят и такие шедевры раннего творчества, как «Калужница цветёт» (1954), «Последний снег» (1955), в которых он предстаёт как подлинный лирик, поэт, тонко чувствующий красоту весенних дней, когда омытая талыми водами природа пробуждается. Пейзажи с их плавной, неспешной пластикой, красками, слитыми в тонкую гармонию, с трепетом повествуют о жизни чистой и светлой, неповторимо прекрасной. В них молодой автор шёл от высоких традиций русской пейзажной школы — произведений И.И. Левитана, М.В. Нестерова, В.Н. Бакшеева.
Полотно 1959 года «Май. Березняк» показывает нового героя творчества Бориса Фёдоровича Домашникова — белоствольную тонкую берёзку, издавна воспринимающуюся как символ России. Это светлое лирическое полотно соткано из поэтических воспоминаний живописца. Ассоциативность восприятия автора определила новый для него художественный язык, основанный на декоративной выразительности живописного и пластического пространства. Плоскостность построения, подчёркнутая роль ритма, чистота цветовых отношений — не есть ли в этом родство с древнерусской живописью, которая всегда вызывала интерес у художника?! Берёзы в убранстве зелёной листвы или покрытые серебристым инеем, воспетые во многих полотнах, всегда являют богатую симфонию красок, мазков, нанесённых то плотно, то лессировочно — на просвет. Пейзажи всегда поют о России непременно песенным русским напевом.
Несколько лет в художнике зрело желание прикоснуться к русской истории, ощутить её дух, отражение в современности. В 1958 году он впервые ступил на новгородскую землю, затем бывал в Пскове и Ростове Великом. Ему вспоминалось детство, деревенский луг с церковью, голубой лён, синее небо. Это были минуты счастья! Да и потом, в работе, художник был счастлив от сознания своей причастности к истории Отечества, от ощущения душевной гармонии. Так созвучны его мыслям о связи прошлого и настоящего, природы и человека были открывшиеся ему картины, которые он запечатлел в серии работ: «Весна на Псковщине» (1959), «Антоний Римлянин», «София. Август» (обе — 1968) и др. Каждая из них — воплощение мысли о неизбывном величии России. Поэтическая лирика Бориса Фёдоровича Домашникова нерасторжима с гражданственностью, патриотизмом, составляющими суть его творчества.
С таким же вдохновением и волнением Борис Фёдорович создаёт композиции, героем которых является Уфимская Соборная мечеть. Словно потоки фантастического света обрушиваются на его холст «Тишина» (1988), краски которого рассыпаются множеством оттенков, создавая ощущение многоцветности, драгоценности окружающего мира. Композиция с широко развёрнутым картинным пространством вмещает представление автора о местном, национальном, как о части огромной страны, именуемой Россией.
Искусство замечательного живописца тем согревает и привлекает зрителя, что в нём предстаёт наш общий дом — наше Отечество. К этой теме художник обращается и в обширной серии уральских пейзажей разных лет: «Весеннее раздумье», «Уральский сказ» (обе — 1974), «Пейзаж с поездом» (1981) — это картины, выходящие за рамки лирической интерпретации, создающие образы глубокого философского, эпического смысла.
«Долгие годы жизни в Уфе связали мой духовный мир с Аксаковым и Нестеровым, Тюлькиным и Лежневым. Уфа передо мной открыла свою красоту, всё — и горы и ледоход, и затопленные в майские дни дома», — писал Домашников в своих дневниках. Образ родного города предстаёт в ряде произведений живописца: «Стадион» (1969), «Пробуждение» (1985), «Май в Уфе» (1990–1995), — режиссура которых позволяет ему передать особую красоту, ритм современной жизни Уфы. Эти полотна, как и многие другие, открывают тайну гармоничности искусства большого мастера, в котором едины философское, сюжетное, живописное начала.
Неотъемлемая часть творчества Домашникова — серия 1970-х – 1990-х годов «Москва. Красная площадь». Одно из полотен этой серии представлено на выставке. Яркий майский праздник для художника — это символ торжества эпохи мира, счастья, о которой мечтали и которую создали люди его поколения. «Могу ли я быть неблагодарным нашему времени, если оно дало мне, крестьянскому сыну, возможность быть художником, открыло искусство Михаила Нестерова, Исаака Левитана, Филиппо Липпи», — писал он.
ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА
1924 — 5 апреля родился в деревне Кригоузово Ивановской области РСФСР.
1935 — переехал с родителями в Башкирию.
1945–1950 — учился на художественном отделении Башкирского театрально-художественного училища (педагоги А.Э. Тюлькин, П.М. Лебедев, М.В. Беспалова).
1949 — с этого времени участвовал в республиканских художественных выставках.
1953 — участвовал в выставке произведений художников РСФСР в Москве. В Уфе состоялась первая персональная выставка.
1954 — принят в члены Союза художников СССР.
1955 — награждён медалью «За трудовое отличие». Участвовал в выставке произведений художников Башкирии в дни Декады башкирской литературы и искусства в Москве. Совершил творческую поездку по Южному Уралу.
1957 — участвовал в выставке советского искусства, посвящённой VI Всемирному фестивалю молодёжи и студентов в Москве, за что награждён Серебряной медалью. С этого времени участвовал во всесоюзных художественных выставках.
1958 — совершил творческую поездку в Новгород.
1959 — участвовал в выставке произведений изобразительного искусства социалистических стран в Москве. Совершил творческую поездку в Псков.
1960 — совершил творческую поездку в Италию. С этого времени участвовал во всероссийских художественных выставках.
1963 — персональные выставки в Уфе, Ленинграде, Перми, Свердловске, Малоярославце, Горьком, Челябинске, Саранске, Саратове.
1964 — с этого времени участвовал в зональных и региональных выставках.
1965 — удостоен званий «Заслуженный художник РСФСР» и «Заслуженный деятель искусств БАССР».
1966 — совершил творческую поездку в Ростов Великий.
1967 — награждён орденом «Знак Почёта». Участвовал в выставке советского искусства в Софии. С этого времени участвовал в более чем двадцати зарубежных выставках.
1968 — совершил творческую поездку в Москву, начал работать над серией произведений «Москва. Красная площадь». Совершил вторую творческую поездку в Новгород.
1969 — совершил вторую творческую поездку в Псков.
1970 — награждён медалью «За доблестный труд». Совершил вторую творческую поездку в Италию.
1971 — участвовал в выставке произведений художников автономных республик РСФСР в Москве. Состоялись персональные выставки в Кемерово, Новосибирске, Новосибирском Академгородке.
1972 — состоялись персональные выставки в Москве, Ленинграде, Звёздном городке.
1973 — совершил творческую поездку в Чехословакию, где в Праге, Карловых Варах, Пештанах, Высоких Татрах состоялись персональные выставки.
1974 — совершил творческую поездку во Францию.
1975 — удостоен звания «Народный художник РСФСР». Персональная выставка в Уфе.
1977 — присуждена Государственная премия Башкирской АССР имени Салавата Юлаева.
1978 — в Уфе состоялась персональная юбилейная выставка, посвящённая 55-летию со дня рождения.
1980 — награждён дипломом Совета Министров СССР за участие в VI художественной выставке «Советская Россия».
1981 — совершил творческую поездку в Ферапонтово.
1982 — удостоен звания «Народный художник СССР».
1983 — совершил творческую поездку по южным районам Башкирии.
1985 — персональные выставки в Центральном доме художника в Москве и в Уфе.
1989 — персональная выставка в Магнитогорске.
1991 — персональная выставка в Уфе.
1992 — участвовал в выставке произведений художников России и Франции в Москве.
1993 — персональные выставки «Храмы России» в Уфе и Октябрьском (РБ).
1994 — удостоен звания «Почётный гражданин города Уфы». Состоялись персональные выставки: «Ранний Домашников» в Уфе, «Храмы России» в селе Николо-Берёзовка Краснокамского района РБ и в селе Надеждино Белебеевского района РБ.
1995 — персональная выставка в Уфе.
1996 — избран членом-корреспондентом Российской академии художеств.
2000 — персональная выставка «Весеннее раздумье» в Башкирском государственном художественном музее им. М.В. Нестерова.
2003 — 20 июня скончался в Уфе.
2004 — юбилейная выставка в БГХМ им. М.В. Нестерова, посвящённая 80-летию со дня рождения.
2010 — юбилейная выставка «Весеннее раздумье» в БГХМ им. М.В. Нестерова, посвящённая 85-летию со дня рождения.
2015 — юбилейная выставка в БГХМ им. М.В. Нестерова, посвящённая 90-летию со дня рождения.
Валентина Сорокина, искусствовед, хранитель фонда живописи
БГХМ им. М.В. Нестерова, заслуженный работник культуры РФ и РБ,
лауреат премии им. П.М. Третьякова