Народный художник БАССР, заслуженный деятель искусств РСФСР и БАССР, лауреат Государственной премии БАССР им. Салавата Юлаева, Александр Эрастович Тюлькин (1888–1980) принадлежит к поколению старейших художников республики. С его именем связана история становления и формирования профессионального изобразительного искусства Башкортостана, национальной школы живописи.
Тюлькин родился в 1888 году в Уфе в семье служащего. Интерес к искусству пробудился в будущем художнике рано: первые уроки рисования он получил у отца, который хорошо рисовал. После окончания четвёртого класса Городского училища некоторое время изучал историю искусства самостоятельно и пробовал рисовать. В те годы он был очарован реалистической живописью Шишкина, Куинджи, Левитана. В 1912 году поступил на архитектурное отделение Казанской художественной школы, с 1914-го учился на живописном отделении в мастерской выдающегося художника Николая Ивановича Фешина (произведения Фешина см. в зале № 6). В 1913 году в Петербурге познакомился с выставкой «Сто лет французской живописи»: искусство французских импрессионистов и постимпрессионистов, в первую очередь, Поля Сезанна (1839–1906) произвело на него огромное впечатление. Именно поэтому первые его произведения — 1915–1916 годов — созданы под непосредственным влиянием эстетики французского импрессионизма: отныне именно цвет и только цвет стал главным выразительным средством, эмоциональным стержнем образной структуры его произведений. Немаловажную роль в эстетических убеждениях Тюлькина сыграло и творческое общение с «отцом русского футуризма» Давидом Давидовичем Бурлюком, жившим в 1915–1918 годах в Башкирии и внёсшим неоценимый вклад в знакомство молодых уфимских художников с современными течениями мирового искусства (произведения Бурлюка см. в зале № 6).
В 1918 году Тюлькин окончил учёбу в Казанской художественной школе и возвратился в Уфу. Здесь он сразу оказался в гуще художественной жизни города. Стал членом и экспонентом выставок Уфимского художественного кружка, экспонировавшихся в 1916–1917 годах, работал над монументальными росписями, оформлял спектакли, выезжал на этюды в индустриальные центры Урала, преподавал.
В 1919 году не без влияния кубофутуристической живописи Бурлюка и постимпрессионизма Сезанна Тюлькин создал свой знаменитый пейзаж «Дворик на даче», особое внимание в котором уделил вопросам колористической и композиционной культуры, конструктивности формы и визуальной материальности массы и объёма. Эти же творческие задачи объясняют принципиальный для Тюлькина интерес к натюрморту и пейзажу, хотя, безусловно, этот интерес подпитывался и его страстной влюблённостью в жизнь, в её многообразные проявления: Тюлькин обладал редким даром эстетической чувственности, без которого не смогли бы появиться его знаковые произведения — «Натюрморт» (1920), «Гортензии» (1920), «На родине Нестерова» (1946), «Праздник на окраине» (1948), «Уфа. Шиханы» (1953), «Уральские россыпи» (1950–1953), «Цветущие окна» (1955) и другие. Этим же гедонизмом мироощущения объясняется и его влюблённость в мотив цветения. Трогательные в своём недолгом цветении сирень, яблоня, вишня, торжественные пионы, розы и комнатные гортензии — эти привычные для человеческого глаза мотивы в живописи Тюлькина звучат символами весеннего обновления природы и продолжения жизни. Но этот «натюрмортный» ряд имеет свой первоисточник — картины «Гортензии» (1920) и «Цветущие окна» (1955), отличающиеся особой визуальной красотой.
Эстетика прекрасного — и в композициях, посвящённых историческому прошлому башкирского народа. Таковы картины «Накануне праздника в башкирской деревне» (1930-е?) и «В избе Салавата» (1965). «Играя» с фактурами и цветом различных форм, Тюлькин, как в своё время Бурлюк, восхищён в них красотой произведений башкирского народного творчества и гармонией народного быта. При этом трудно поспорить с мнением, что одним из первоисточников этой жизнеутверждающей и одновременно национальной темы в творчестве Тюлькина стал «Натюрморт» 1920 года: энергетика жизни, восторг художника перед невероятной красотой предметного мира, который впоследствии выразился в таком же восторге перед красотой мира природы, — основной эмоциональный лейтмотив этого произведения. Неслучайно, что именно «Натюрморт» стал первым произведением Тюлькина, приобретённым в собрание Башкирского государственного художественного музея.
Вся жизнь Александра Эрастовича была связана с Уфой, которую он изображал как в её патриархальном очаровании, так и преображённой, индустриальной, с растущими день ото дня новостройками. Лирик по природе, он создал живописную поэму об Уфе, о родной башкирской земле: уфимские овраги и шиханы, река Белая, тающий снег, цветущие деревья и нежные первоцветы — эти, казалось бы, обычные мотивы приобрели в его произведениях значение мотивов вселенских, а красота привычного стала красотой исключительной, почти божественной. Она начиналась для Тюлькина у порога его дома на улице Волновой, 21, стоящего на высокой Бельской круче и утопающего по весне в сиренево-яблоневом «дыму». Этот дом (с 1994 года — Мемориальный дом-музей А.Э. Тюлькина в статусе филиала Башкирского государственного художественного музея им. М.В. Нестерова), и этот «дым» составили эмоциональный контекст многих его произведений. Среди них — и пейзажи «Дворик» и «Яблони цветут» (1960-е). Ставшие своеобразными «портретами» дома на Волновой, они вошли в серию произведений, посвящённых важнейшей теме в живописи Тюлькина — теме уфимских окраин. В письме к ленинградскому художнику А.И. Лапирову от 29 апреля 1970 года Тюлькин писал, что всю свою жизнь прожил в Архиерейке, а мечтал о Тициане. Своеобразной иллюстрацией этих слов стал пейзаж «Обрыв» (1950), отличающийся пастозностью мазка, лучезарностью колорита, невероятной пластичностью форм и одновременно демократизмом образа, продиктованным привычными объектами «овражной жизни» — непритязательными домами, заборами, лодками... Этой теме посвящены и картины «Ледоход» (1963) и «Чёлн смолят» (1964). Окраина для Тюлькина — это «разгульная слободка Архиерейка», раскинувшаяся по берегам реки Белой и как бы изначально оторванная от большого мира; это глубокий и густонаселённый овраг с множеством потайных уголков, где у каждого обитателя — свои радости и печали. Но Тюлькин далёк от социальных проблем: Архиерейка привлекает его красотой земли — разноцветьем её пластов, выразительностью рельефа, высокими травами и дикими цветами. Колористические особенности натуры переданы сложными тональными соотношениями и матовостью живописной поверхности, напоминающей старую фреску; этот эффект достигается любимым материалом Тюлькина — темперой.
Торжество жизни, величие и красота природы — эмоциональный контекст пейзажей «На родине Нестерова» (1946), «Уфа. Шиханы» (1953), «Уральские россыпи» (1950–1953), «Малый Таганай» (1965). Они — ещё одна вершина творчества Тюлькина: репрезентативность образов воплощается в них синтезированием достоверности мотива, пластически выразительных форм и тонального благородства колорита, построенного на доминировании холодных, в основном серебристо-серых и сине-зелёных тонов, «согретых» оттенками охры и красного. Перед нами — обобщённый образ башкирской, уральской природы, трактованный художником как центр мироздания. Так, простой и узнаваемый мотив трансформируется в образ эпический, монументальный, поэтому не случайно, что именно Тюлькин, на протяжении не одного десятка лет впитывавший живописные уроки М.В. Нестерова, стал одним из основоположников эпического пейзажа в современной живописи Башкирии. Этим же источником объясняется и появление в его творчестве пейзажа «На родине Нестерова», посвящённого памяти великого уфимца и являющегося в этом смысле первым примером пейзажа мемориального: в нём действительно всё нестеровское — ёлочки, берёзы, река, шихан, величие и тишина уральского простора.
Особое место в живописном наследии Тюлькина занимает картина «Голубец» (1942) — одно из самых пронзительных его произведений. Оно написано в самый трагический для советского народа период Великой Отечественной войны. Колористически решённое в излюбленной художником серо-серебристой гамме с яркими вспышками красного цвета, это произведение отличается предельной образной выразительностью и мощью эмоционального воздействия: «Голубец» —душевный отзвук (если не крик!) глубоко страдающего художника, оплакивающего своих соотечественников, погибших на войне.
Продолжением этой темы, но в контексте долгожданного счастья Победы, звучит другой его «овражный» пейзаж-картина — «Праздник на окраине» (1948).
В основе художественного мышления Тюлькина, несмотря на раннее увлечение разными «измами», лежат традиции русского реализма. В этом убеждает и его собственное признание, звучащее сегодня творческим завещанием коллегам-художникам: «Я люблю фантазию. Прошёл через все направления в живописи ХХ века. Но в итоге… пришёл к выводу, что выше натуры… нет ничего. Надо всё брать из жизни. Фантазию — тоже! Жизнь — бездна!»
Настоящая выставка, приуроченная к 135-летию со дня рождения выдающегося российского и башкирского художника Александра Эрастовича Тюлькина, — ещё одна счастливая возможность прикоснуться к его неповторимому и всегда современному таланту, почувствовать красоту, мощь и притягательную силу его живописи.
Светлана Игнатенко,
искусствовед, заместитель директора Башкирского государственного художественного музея им. М.В. Нестерова
по научной работе, заслуженный деятель искусств РБ, автор экспозиции выставки