БУРЗЯНЦЕВ АЛЕКСАНДР ДАНИЛОВИЧ (1928–1997)
1928 год — родился 19 октября в деревне Ново-Преображенская Зилаирского района Башкирской АССР.
1938 — с семьёй переехал в Зилаир.
1942 — был рабочим Зилаирского леспромхоза.
1946–1951 —– учился в Пензенском художественном училище имени
К.А. Савицкого.
1951–1952 — преподавал черчение и рисование в Зилаирской средней школе.
1952 — с этого времени жил и работал в Уфе.
1953 —– с этого времени участник всех республиканских выставок.
1955 — участие в выставке произведений художников Башкирии в дни Декады башкирской литературы и искусства в Москве.
1956–1960 — совершил ряд творческих поездок по городам Урала: в Сим, Белорецк, Миньяр, Сатку.
1957 — с этого времени участник международных, всесоюзных, всероссийских выставок.
1958 — принят в члены Союза художников СССР.
1963 — участвовал в групповой выставке башкирских художников в Москве (А.Д. Бурзянцев, А.Ф. Лутфуллин, Б.Д. Фузеев).
1964 — совершил творческие поездки на юг Башкирии: в Кугарчинский район, на озеро Кандрыкуль в Кандрах; с этого времени постоянный участник зональных выставок «Урал социалистический».
1966 — удостоен звания «Заслуженный художник БАССР».
1969 — участие в выставке произведений художников Башкирии в дни Декады башкирской литературы и искусства в Москве и Ленинграде.
1970 — посетил Лермонтовские места в Пятигорске, Бахчисарае и родину любимого поэта С.А. Есенина в селе Константиново Рязанской области, после чего бывал здесь неоднократно. В последующие годы создал обширную серию работ, посвящённых С. Есенину.
1974 — персональная выставка «На родине поэта» в Москве и в селе Константиново Рязанской области.
1979 — удостоен звания «Народный художник БАССР».
1982 — начало работы над новым циклом произведений, посвящённых городу Уфе, С.Т. Аксакову.
1986 — удостоен звания лауреата Государственной премии БАССР имени Салавата Юлаева.
1987 — работал на родине народного поэта Башкортостана Мустая Карима в селе Кляшево Чишминского района РБ.
1989 — удостоен звания «Заслуженный художник РСФСР».
1994 — перенёс ампутацию ноги и, едва адаптировавшись к этому сложному состоянию, продолжил напряжённо работать.
1995 — персональная выставка в Башкирском государственном художественном музее им. М.В. Нестерова, посвящённая 100-летию со дня рождения С.А. Есенина.
1996 — в конце года положил последний мазок на холст, после чего тяжёлая болезнь приковала его к постели.
1997 — 25 мая Александра Даниловича не стало.
1998 — персональная выставка в Башкирском государственном художественном музее им. М.В. Нестерова, посвящённая 70-летию со дня рождения.
2008 — персональная выставка в Башкирском государственном художественном музее им. М.В. Нестерова, посвящённая 80-летию со дня рождения.
2018 — персональная выставка в Башкирском государственном художественном музее им. М.В. Нестерова, посвящённая 90-летию со дня рождения.
ЖИВОПИСЬ АЛЕКСАНДРА БУРЗЯНЦЕВА В СОБРАНИИ БАШКИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ им. М.В. НЕСТЕРОВА
К 95-летию со дня рождения
Крупнейший мастер российской, башкирской пейзажной живописи Александр Данилович Бурзянцев виртуозно владел всеми средствами живописи, обладал даром поэта и философа, что позволило ему создать множество произведений гражданственного и поэтического звучания, в которых встаёт величественный образ нашей Родины. Его творения украшают собрания десятков музеев страны, в том числе Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Башкирского государственного художественного музея им. М.В. Нестерова и целого ряда зарубежных собраний.
В этот юбилейный для мастера год Башкирский государственный художественный музей им. М.В. Нестерова представляет его произведения из собственных фондов, которые раскрывают круг творческих исканий и интересов художника на протяжении различных периодов его творчества.
Определяющее влияние на формирование творчества Бурзянцева оказал его педагог по Пензенскому художественному училищу им. К.А. Савицкого И.С. Горюшкин-Сорокопудов, получивший в своё время образование в мастерской И.Е. Репина в Петербургской академии художеств. Бурзянцев писал: «Был Великий Учитель — Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов. Учил не ремеслу — духу… Я взял от Силыча любовь к прошлому и настоящему России, его настрой на беспощадное отношение к себе ради творчества». Воспитав ученика в традициях реалистического искусства, Иван Силыч развил в нём дар импровизатора и поэта.
В 1950-е годы Александр Данилович, как и многие его сверстники, искавшие новые пути в искусстве, жаждал новых впечатлений и открытий. Он много ездил по городам Южного Урала. Открывшиеся ему картины дали возможность ощутить исторические связи прошлого и настоящего, осмыслить своё предназначение гражданина и художника, являющегося частью этого крепкого мира. В 1957 году он создал полотно «Старый уральский городок», обозначившее главную тему его творчества — природа и жизнь родного края, — а также мир его искусства, в основе которого — поэзия жизни и добра, яркое живописное начало. Запечатлённая в картине любовь к старинным городкам — это от учителя Ивана Силыча. Угадываются в ней и юоновские нотки, и кустодиевское народное начало. Главное же — бурзянцевская звонкая поэзия, озарённая, страстная.
В 1960-е годы творчество художника обретает размах и уверенное мастерство. Он приходит к созданию композиционных пейзажей с многоплановостью образно-пластического решения. Среди них — и полотно «На реке Бианке» (1960) с его поистине райской картиной бытия. В пейзаже «Горы весенние» (1964) жизнерадостное мировосприятие автора заложено в музыке мазков, непринуждённых, темпераментных и сочных, в красках — нарядных и звонких, в сочетании быстрых, подвижных линий, придающих холсту ощущение внутренней динамики.
Через всю жизнь и творчество Александр Данилович пронёс любовь к поэзии Сергея Есенина, родину которого впервые посетил в 1970 году. На Рязанщине он бывал многократно, во все времена года и всю оставшуюся жизнь писал есенинские места, вкладывая в них свою любовь к поэту и к краю — колыбели его таланта.
Начал Бурзянцев с самого дорогого — с «Домика поэта» (1970). Ликующая, страстная вера автора в жизнь определяет поэтический мир этого полотна, погружающего взгляд зрителя в кипение красок, линий. В 1987 году мастер завершил работу над монументальным полотном «О, Русь, заветный уголок…», в котором запечатлено всё близкое и дорогое сердцу поэта — «золотая бревенчатая изба», «плетнёвый палисадник», погружённый в багрянец осени, и крутой косогор, за которым «широко синеет тихая река». Всё это с блеском облечено в живописную и пластическую форму, придающую картине необычайную выразительность.
Живописец вложил в произведения своё понимание красоты Родины, одинаково близкой и дорогой ему и в уральских, и в есенинских мотивах, и в изображении заветных её уголков. Александр Данилович остаётся неподражаемо силён и индивидуален в создании уральских пейзажей. Многогранна, богата и красива палитра мастера, выявившего через прозрачность красок сияние осеннего дня в работе «На Кара-Идели» (1974), величественный образ девственной природы края предстаёт в композиции «На Юрюзани» (1986).
В 1980-е годы в творчество Бурзянцева приходит новая тема — родная Уфа. «С возрастом как-то по-особому начинаешь понимать, ценить и любить тот край, где ты живёшь и работаешь», — говорил художник. В многочисленных произведениях 1980-х – 1990-х годов интересное поэтическое преломление получили пейзажи с конкретными городскими мотивами и мемориальными уголками — «Сад Луначарского. Место, где родился С.Т. Аксаков» (1989), «Здесь учился С.Т. Аксаков» (1990), «Покровская церковь» (1992).
Очень любил Бурзянцев писать Уфу зимнюю, и это ему великолепно удавалось. Полон возвышенной романтики пейзаж «Рассвет» (1986) с феерией завораживающего бело-голубого цвета, с фантастической красотой зимы и города, окутанного морозным дыханием.
В 1987 году, находясь под впечатлением от прочтения книги Мустая Карима «Долгое-долгое детство», Александр Данилович совершил творческую поездку в село Кляшево Чишминского района, на родину народного поэта и писателя, в результате которой создал ряд интересных произведений, в том числе и экспонирующуюся на выставке картину «Здесь родился Мустай Карим» (1988). В ней — свойственное художнику умение претворить увиденное в эмоциональный, художественно выразительный образ.
Что бы Бурзянцев ни писал, какими бы ни были его композиции, в них всегда — лики земной красоты, жизнь с многообразием её явлений.
19 октября 1995 года состоялась последняя встреча Александра Даниловича с Мустаем Каримом, пришедшим поздравить его с днём рождения. На титуле сборника своих стихов «Возвращение» поэт написал: «Апостолу добра и красоты, отменному Мастеру, Другу моему Александру Бурзянцеву с преклонением перед его искусством». Настоящая выставка — наша благодарная и светлая память о замечательном художнике, великодушном и порядочном человеке Александре Даниловиче Бурзянцеве.
Валентина Сорокина, искусствовед,
заслуженный работник культуры РФ и РБ,
лауреат премии им. П.М. Третьякова