Выставочный проект «Летние каникулы» представляет живопись, графику, скульптуру, арт-объекты и произведения декоративно-прикладного искусства. Их авторы — известные в республике и России художники и художники молодые, но уже имеющие в своём творческом активе престижные конкурсные награды.
Название выставки настраивает зрителя на, казалось бы, лёгкое вхождение в экспозиционное пространство. Но это только на первый взгляд: темы, которые поднимают участники проекта, обладают вневременной актуальностью и часто трактуются метафорично. При этом выставка «Летние каникулы» дарит зрителям не только летнее настроение и ощущение радости жизни, но и надежду на счастливую будущность.
Первая выставка «Летние каникулы» экспонировалась в выставочном зале «Ижад» летом 2019 года, вторая — летом 2020-го, третья, после двухлетнего перерыва, вызванного пандемией, — летом 2022-го, четвёртая — летом 2023 года. На открытии первой выставки прозвучал резонный вопрос: «А почему “Летние каникулы?”» Просто лето для любого художника — это не отдых, не каникулы в прямом смысле этого слова, а период особенно плодотворной работы: кто-то уезжает на пленэры и творческие симпозиумы, кто-то участвует в международных и зарубежных выставках, кто-то напряжённо работает в мастерской. Лето для художника — это время подведения итогов, раздумий и новых произведений, время подготовки к следующему выставочному сезону.
Четвёртая выставка «Летние каникулы» отличалась от двух первых тем, что на ней, как и на третьей выставке, были представлены только произведения из собрания Башкирского государственного художественного музея им. М.В. Нестерова. Пятая, настоящая выставка также представляет, в основном, произведения из собрания Нестеровского музея. Но она отличается от четырёх предыдущих тем, что приурочена к объявленному Президентом России Году семьи. Поэтому в её экспозиции произведения творческих семей. Это живопись заслуженного художника России и Республики Башкортостан, члена Союза художников России, преподавателя художественного отделения Уфимского училища искусств Сергея Николаевича Игнатенко и научные издания (альбомы-каталоги) его жены, искусствоведа, заместителя директора Башкирского государственного художественного музея им. М.В. Нестерова по научной работе, члена Союза художников России, обладателя Благодарности Президента РФ, заслуженного деятеля искусств Республики Башкортостан, лауреата Государственной премии Республики Башкортостан им. М.В. Нестерова Светланы Владиславовны Игнатенко. Это живопись и графика заслуженных художников Республики Башкортостан, членов Союза художников России, преподавателей Детской художественной школы № 2 г. Уфы мужа и жены Бориса Алексеевича Самосюка и Ольги Александровны Самосюк; Борис Алексеевич к тому же — лауреат Государственной премии Республики Башкортостан им. М.В. Нестерова. Это живопись заслуженного художника Республики Башкортостан, члена Союза художников России, преподавателя художественного отделения Уфимского училища искусств Филарета Хадиевича Шагабутдинова и гобелены его жены, члена Союза художников России Людмилы Алексеевны Шагабутдиновой. Это графика заслуженного художника Республики Башкортостан, члена Союза художников России, обладателя Благодарности Президента РФ Салавата Мухаметовича Гилязетдинова и графика, текстиль, горячая эмаль и арт-объекты его детей: членов Союза художников России Азамата Гилязетдинова и Гульназ Иксановой (Гилязетдиновой); Гульназ к тому же — преподаватель Детской художественной школы № 1 им. А. Кузнецова г. Уфы.
Разместившиеся в отдельных модулях и по «семейному принципу», все вместе экспонирующиеся произведения демонстрируют качественность авторских коллекций в собрании Нестеровского музея и значение музейного собрания в целом. Ведь одной из главных задач проекта «Летние каникулы», помимо визуальной красоты, многообразия видов, жанров и материалов, стала задача просветительская, заключающаяся в ознакомлении зрителей с творчеством ведущих художников республики, в данном случае — на примере произведений из собрания музея.
Каждый модуль сопровождается персоналиями экспонентов, которые исключительно важны для зрителей, поскольку не только знакомят с творческой биографией и художественной концепцией каждого экспонента, но и помогают войти в увлекательный мир искусства, наполненный разнообразными темами, образами, жанрами, материалами, техниками и стилями.
Светлана Игнатенко, искусствовед, заместитель директора
Башкирского государственного художественного музея им. М.В. Нестерова
по научной работе, заслуженный деятель искусств РБ,
лауреат Государственной премии РБ им. М.В. Нестерова,
автор идеи и куратор проекта
ШАГАБУТДИНОВ ФИЛАРЕТ ХАДИЕВИЧ Уфа
ЖИВОПИСЕЦ. ГРАФИК (работает в линогравюре, офорте, рисунке, акварели). ПЕДАГОГ.
Заслуженный художник Республики Башкортостан (2014).
Член Союза художников СССР (России) с 1977 года.
Член творческой группы «Альянс семи» (1989–1990).
Дипломант Союза художников России (2008, Москва).
Дипломант II степени Межрегиональной выставки «Урал – ХI»
(2013, Тюмень).
Обладатель юбилейной медали «100 лет образования Республики Башкортостан» (2019, Уфа).
Родился 12 февраля 1947 года в деревне Ахмерово Аургазинского района Башкирской АССР.
Художественное образование получил на художественно-педагогическом отделении (ныне — художественное отделение) Уфимского училища искусств (1961–1966).
В 1971–1974 годах жил и работал в г. Кемерово.
С 1974 года живёт и работает в г. Уфе.
С 1997 года — преподаватель художественного отделения Уфимского училища искусств.
С 1972 года — экспонент областных (Кемерово, до 1974), республиканских, зональных, региональных, всероссийских, всесоюзных, международных и зарубежной, в том числе специальных (графика), и групповых выставок.
Персональные выставки и авторские модули, в том числе в экспозициях совместных выставок с женой Людмилой Алексеевной Шагабутдиновой, экспонировались в Уфе.
Произведения Ф.Х. Шагабутдинова хранятся в Башкирском государственном художественном музее им. М.В. Нестерова, Музее медицины РФ (Москва), Нижневартовской картинной галерее (Ханты-Мансийский автономный округ — Югра), Художественном музее «Арт-Донбасс» (Донецк), в частных собраниях в России и за рубежом (Израиль, США).
Составитель персоналии: Светлана Игнатенко, искусствовед
Если ты крепко дружишь со своими символами, надо научиться их трактовать. Из записок Шагабутдинова: «Дом — это не только сооружение. Прежде всего, дом — это нескончаемая жизнь, которую мы получаем и передаём детям. …Женщина — символ жизни Дома, его полновластная хозяйка. Об этом говорят и монументальные её размеры, и активный цвет, и её спокойствие, незыблемость и статичность позы — она крепко стоит на земле …Мужчина — охотник, воин, странник за опытом. Он постоянно в движении. Поэтому он вне дома… Облака, идущие невероятной вереницей по диагонали вверх, лишают его стабильности. Он привнёс какой-то опыт в Дом и снова устремлён в путь. Мои рыбы не плавают, а летают. В моём сознании вода и небо тождественны».
Одни из любимых символов Шагабутдинова — домишки, образующие одну фантастическую Гору (пирамиду, холм). Другие — Небо и Деревья. Его деревья — скульптуры, мускульные порывы, любовная схватка, причудливые переплетения судеб… И ещё они — фантазмы из снов.
В его картинах линия горизонта либо отсутствует, либо располагается так низко, что сомнений не остаётся — всё действо разворачивается там, в небесном театре, в горних высотах. Многоцветные воздушные глыбы и струи — это не декорации. Они живут бурной, обильной, непростой жизнью.
В этой же пространственно-временной системе координат Шагабутдинов раскладывает свои символы как замысловатую мозаику, то сближая, то удаляя смысловые акценты, меняя формы. Неслучайно его картины называют гобеленами на холстах — даже жена Людмила, с которой они «один организм» уже 50 лет, всерьёз занялась гобеленовым творчеством. Эта головокружительная многомерность на первый взгляд может показаться слишком сложной, громоздкой для восприятия. План выступает из-за плана, «из-под пятницы глядит суббота», небеса живут в доме. Сам художник объясняет это так: «В своих картинах я не пишу сиюминутных переживаний человека, поэтому не вижу необходимости акцентировать внимание на цвете глаз, губ и т.д. Мои персонажи статичны, несуетны и лишены второстепенных деталей. Основные характеристики изображаемых субъектов обеспечиваются условной графикой…»
Эльвира Каримова, журналист
ШАГАБУТДИНОВА ЛЮДМИЛА АЛЕКСЕЕВНА Уфа
ХУДОЖНИК ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА, работающий в ряде текстильных техник, в том числе в технике гладкого ручного ткачества (гобелен) и смешанной технике.
Член Союза художников России с 2015 года.
Член Творческого объединения «Студия художественного текстиля “Кускар”» с 2014 года.
Дипломант Х Республиканского фестиваля лоскутного шитья «Корама-туй» в составе Творческого объединения «Студия художественного текстиля “Кускар”» (2015, Уфа).
Лауреат ХI Республиканского фестиваля лоскутного шитья «Корама-туй» в составе Творческого объединения «Студия художественного текстиля “Кускар”» (2016, Уфа).
Родилась 13 ноября 1950 года в г. Белово Кемеровской области.
Художественное образование получила на художественно-графическом отделении Беловского профессионального училища (1970–1974).
С 1974 года живёт и работает в Уфе.
В художественном текстиле работает с 2008 года.
С 2009 года — экспонент республиканских, в том числе специальных (декоративно-прикладное искусство; текстиль), межрегиональной, региональной и всероссийских специальных (декоративно-прикладное искусство; текстиль) выставок и конкурсов.
Персональные выставки и авторские модули, в том числе в экспозициях совместных выставок с мужем Филаретом Хадиевичем Шагабутдиновым, экспонировались в Уфе.
Произведения Л.А. Шагабутдиновой хранятся в Башкирском государственном художественном музее им. М.В. Нестерова (Уфа), Художественном музее «Арт-Донбасс» (Донецк), в частных собраниях в России и за рубежом.
Из всех текстильных техник Людмила Шагабутдинова отдаёт предпочитение ручному ткачеству, в котором гобелен занимает место особое.
Гобелены Шагабутдиновой — гобелены классические, то есть выполненные в технике гладкого ручного ткачества, хотя в некоторых произведениях она не отказывает себе поэкспериментировать с рельефом. Но эти эксперименты не имеют ничего общего с рельефностью нетканого гобелена или текстильной миниатюры, а являются результатом работы на бёрдо или «игры» материалов. Эта информация чрезвычайно важна, поскольку именно в ней заключается главная особенность творческих интересов и достижений Шагабутдиновой. Дело в том, что её обращение к гобелену и, соответственно, к технике гладкого ручного ткачества стало для художественного текстиля Башкортостана, без преувеличения, долгожданным событием. Представленный в республике на протяжении ряда последних лет текстильной миниатюрой и нетканым гобеленом, гобелен классический по причине отсутствия станков входил в разряд техник проблемных, то есть мало и вяло развивающихся. В этой ситуации Шагабутдинова одной из первой обратилась к гобелену, подняв его престиж и обогатив многообразный спектр текстильных техник. Но, в отличие от гобелена классического, возникшего в искусстве Франции в ХVII веке как крупноформатная шпалера (картина), воспроизводящая на текстильной плоскости то или другое произведение живописи, гобелены Шагабутдиной невелики по размерам и в своём изобразительном спектре ориентированы, в основном, на творческое претворение древних орнаментальных форм.
Происхождение одних (свастика, например) связано с искусством эпохи неолита: имеется в виду свастика как главный орнаментальный мотив неолитической керамики. Других (кускарный, роговидный орнамент) восходит к культуре кочевых народов, а ещё ранее — к эпохе звериного стиля. Третьих (солярная символика — круг, квадрат — и Древо жизни), несмотря на всеобщность распространения, проецируется на мифологию древних славян. Но не только древняя орнаментика входит в сферу образных интересов Шагабутдиновой: стремясь сделать гобелен современным, она вводит в его образную ткань предметные и природные мотивы. При этом независимо от мотива, стилистическая трактовка неизменно отличается обобщённостью рисунка, силуэтностью форм и их контрастностью по отношению к фону. Всё это позволяет констатировать бесспорное знание Шагабутдиновой основных законов народного искусства. А в этой стилистической чистоте — ещё одно достоинство её гобеленов.
Светлана Игнатенко, искусствовед
САМОСЮК БОРИС АЛЕКСЕЕВИЧ Уфа
ЖИВОПИСЕЦ. ГРАФИК (работает в офорте, в том числе в цветном, сухой игле, травлёном штрихе, лависе, цветной гравюре на пластике, смешанной технике, авторской технике, акварели, пастели). ПЕДАГОГ.
Заслуженный художник Республики Башкортостан (2010).
Лауреат Государственной премии РБ им. М.В. Нестерова (2022).
Член Союза художников России с 1993 года.
Обладатель Золотой медали Союза художников России «Духовность. Традиции. Мастерство» (2014, Москва).
Дипломант Союза художников России за успехи в творчестве и содействие развитию изобразительного искусства России (2008, Москва).
Дипломант Регионального отделения Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» Республики Башкортостан за успехи в творчестве и большой вклад в изобразительное искусство Республики Башкортостан (2009, Уфа).
Дипломант I и II выставок «Уральская триеннале печатной станковой графики» (1995, 1998, Уфа).
Лауреат II степени III Республиканского конкурса-выставки работ преподавателей детских художественных школ, художественных отделений школ искусств и средних специальных учебных заведений культуры и искусства, посвящённого 450-летию добровольного вхождения Башкирии в состав России, в номинации «Живопись» (2006, Уфа).
Дипломант III Международной биеннале графики «Белые Интер-ночи» (2006, Санкт-Петербург).
Обладатель Серебряной медали Межрегиональной выставки «Урал — ХI» (2013, Тюмень).
Лауреат I степени Городской выставки-конкурса «Мой город — Уфа», посвящённой 440-летию со дня основания Уфимской крепости (2014, Уфа).
Лауреат I степени V Республиканского конкурса-выставки изобразительного искусства преподавателей детских художественных школ, художественных отделений детских школ искусств и профессиональных образовательных учреждений сферы культуры РБ, посвящённого 70-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов, в номинации «Графика» (2015, Уфа).
Дипломант Третьего открытого Всероссийского биеннале-фестиваля графики «УРАЛ-ГРАФО» (2017, Екатеринбург).
Родился 29 сентября 1957 года в Уфе.
Художественное образование получил на художественно-графическом факультете Башкирского государственного педагогического института (ныне — университет им. М. Акмуллы, 1979–1984).
Живёт и работает в Уфе.
С 1990 года — преподаватель Детской художественной школы № 2 г. Уфы.
С 1983 года — экспонент республиканских, в том числе специальных (графика; акварель), зональных, региональных, всероссийских, в том числе специальных (педагогика; печатная графика; рисунок, пастель), международных, в том числе специальных (печатная графика; рисунок), зарубежных и групповых выставок.
Персональные выставки и авторские модули экспонировались в Уфе, Салаватском районе РБ, Магнитогорске, Москве, Екатеринбурге, Иерусалиме (Израиль).
Произведения Б.А. Самосюка хранятся в Башкирском государственном художественном музее им. М.В. Нестерова (Уфа), Московском музее современного искусства, Ирбитском государственном музее изобразительных искусств (Свердловская область), Екатеринбургском музее изобразительных искусств, Челябинском государственном музее изобразительных искусств, Магнитогорской картинной галерее, Ростовском областном музее изобразительных искусств (Ростов-на-Дону), Калининградском областном музее изобразительных искусств, Художественной галерее г. Маастрихта (Голландия), Библиотеке университета г. Риека (Хорватия), Галерее «Прогресс» г. Белграда (Сербия), Музее современного искусства г. Байё (Франция), в частных собраниях в России и за рубежом.
Время, точнее то его воплощение, которое мы именуем Вечностью и которое позволяет потенциальному воплотиться в реальность, а реальности обрести статус непреходящего, Время-Вечность, рождающее бытие человеческое и формирующее ценности, составляет содержание графических и живописных произведений Бориса Самосюка. «Религии мира» и «Шествие Осириса», «Арканы Таро» и «Откровения Иоанна Богослова», «Сны о Пенджикенте» и «Всадники времени»… Мир земной и небесный, история поисков человечеством истины и история мировой культуры — круг тем (а, пожалуй, это только часть круга!), которые охватывает его творчество.
В своём искусстве Самосюк пережил несколько этапов. Первый — 1970-е – 1980-е годы: изучение трудов западных психологов, философов и писателей и освоение законов графического мастерства. Второй — рубеж 1980–1990 годов: Борис подошёл к самому важному в своей жизни, к тому, что определит его мировоззрение, станет одной из главных тем его работ — к истории верований человечества, религиям мира. Одновременно с глубиной темы и серьёзностью образов он работает над расширением спектра выразительных средств, много экспериментирует, раздвигая границы пространства и цвета (сначала в графике, позже — и в живописи). Изобретает новую технику, обогащая плоскую поверхность доски для печатной графики фактурным коллажем и сплавленным рельефом основы пластика вкупе с гравированным штрихом. Печатные оттиски становятся богаче в цвете и выразительнее. Сложнее становится пространство, почти голографически воспринимаемое благодаря рельефности и сиянию светлых тонов (золотисто-жёлтого, белого), вкрапленных в структуру драматического по цветовому решению основного колорита. В «Откровениях Иоанна Богослова» и «Библейских сюжетах» зритель уже видит мастера — художника-драматурга, композитора, рисовальщика, тонкого колориста, а ещё… мудрого собеседника. Эти серии — блистательное завершение технических поисков Бориса в графическом искусстве.
Но вскоре рамки печатной графики ему снова становятся малы, и в 1994 году он оставляет графическое искусство и обращается к живописи. Начинается новый этап, ознаменовавшийся поисками наибольших возможностей выражения мысли цветом.
Словно в противовес колористической сдержанности печатной графики, он создаёт картину «Путь» (1994), чрезвычайно насыщенную, эмоционально-страстную по цветовому решению, потрясающе точно передающую страдания Христа, несущего на Голгофу свою тяжкую ношу. В том же 1994 году появляется первая картина на тему «Сон». В конце 1990-х он создаёт драматический диптих «Люди улицы» («Нищенка» и «Слепой»), тематически не свойственный его творчеству в свете появившихся уже к тому времени произведений. Но горечь, с которой он пишет большие трагедии маленьких людей, столь велика, столь выразительны образы, что логика их появления становится понятной: кто мысленно, но глубоко прожил страдания Христа и вселенские трагедии, чтобы затем воплотить их в собственных произведениях, не сможет безразлично пройти и мимо людского горя. Появившаяся в 1998–1999 годах серия «Арканы Таро» стала свидетельством обращения Бориса к эзотерической тематике как к духовному поиску на новом витке. Он постигает суть: эзотерическое начало присуще всем религиям, и если воспринимать не только их внешнюю сторону, то открывается огромный объём новых знаний.
Эксперимент — ключевое слово не только в отношении российской живописи 1990-х – 2000-х годов. Творчество Бориса Самосюка в принципе тоже построено на бесконечном опыте с техническими возможностями графики и живописи. Вот и «Моление о солнце» (2003) — своего рода очередной опыт. Предстоящие в нём святые имперсональны, но их тёмные лики и внимательные горестные глаза кажутся знакомыми, а фигуры и позы — сошедшими со старых икон. Эффект усиливается приёмом относительно беспорядочных наслоений краски: как будто сквозь старую живопись, осыпавшуюся от времени, проглядывают слои грунта или основы. Эта же задача стала программной и для диптиха «Сны о Пенджикенте».
2003–2007 годы — следующий этап освоения Самосюком возможностей живописи, связанный с его обращением к смешанной технике: акриловые, акварельные и масляные краски на виниловой бумаге. Именно в этой технике он пишет ряд произведений, в том числе и «Стену времени».
В 1999 году, когда Борис вновь на время обратился к графике, была создана пастельная серия «Египетские сны». Собственно её трудно назвать графической: здесь всё основано на законах живописи. Во втором десятилетии ХХI века, как бы памятуя о «Египетских снах», он вновь взялся за пастель. И создал пейзажи и натюрморты — в своей основе реалистические. От «Египетских снов» в них осталась не только пастель, но и такое же эмоциональное напряжение цвета и ощущение медленного движения, но… жизни.
Ирина Оськина, искусствовед,
заслуженный деятель искусств РФ и РБ
Составитель персоналии: Светлана Игнатенко, искусствовед
САМОСЮК ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА Уфа
ГРАФИК (работает в цветном офорте, акватинте, резерваже, сухой игле, травлёном штрихе, мягком лаке, литографии, монотипии, гравюре на картоне, акварели, пастели). ХУДОЖНИК ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА, работающий в авторской кукле, росписи по дереву и бересте). ПЕДАГОГ.
Заслуженный художник Республики Башкортостан (2014).
Член Союза художников России с 1993 года.
Государственный стипендиат Министерства культуры РФ (2011, Москва).
Обладатель Серебряной медали «Духовность. Традиции. Мастерство» Союза художников России (2014, Москва).
Дипломант Союза художников России
(2007, Москва).
Дипломант Российской академии художеств (2024, Москва).
Обладатель медали «Первопечатник Иван Фёдоров» (2017, Москва) и медали «А.А. Дунин-Горкавич» (2018, Тобольск).
Дипломант III Международной биеннале графики (1994, Белград, Югославия).
Дипломант VI Международной биеннале графики малых форм и экслибриса (1995, Острув-Велькопольски, Польша).
Дипломант и призёр I Уральской триеннале станковой печатной графики (1995, Уфа).
Лауреат I степени конкурса Союза художников Республики Башкортостан «Лучшие произведения 1995 года» в номинации «Графика» (1996, Уфа).
Дипломант I Международной выставки «Марина – 96» (1996, Одесса, Украина).
Дипломант Международной выставки «300 лет Посольству России в Бельгии» (1997, Москва, Россия – Антверпен, Бельгия).
Дипломант II Уральской триеннале станковой печатной графики (1998, Уфа).
Призёр выставки-творческого конкурса женщин-художников России «Весенний салон – 99», посвящённого 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина (1999, Москва).
Лауреат I степени II Республиканской выставки произведений преподавателей детских художественных школ и школ искусств в номинации «Графика» (2003, Уфа).
Обладатель Золотого спонсорского приза Международной выставки «IV Уральская триеннале печатной графики» (2004, Уфа).
Победитель II Всероссийского конгресса экслибриса (2007, Вологда).
Дипломант Международной выставки «V Уральская триеннале печатной графики» (2007, Уфа).
Лауреат II степени Международной биеннале экслибриса «Гданьские львы» (2008, Польша).
Лауреат Республиканской выставки-конкурса «Изобразительное искусство Республики Башкортостан» в номинации «Графика» (2008, Уфа).
Дипломант I степени Региональной выставки «Урал – Х» (2008, Челябинск).
Победитель Международного конгресса экслибриса (2009, Ярославль).
Обладатель Серебряной медали Международной выставки экслибриса (2009, Гданьск, Польша).
Обладатель приза «За мастерство» Международной выставки экслибриса (2009, Коломбо, Италия).
Обладатель приза «За мастерство» Международной выставки «VI Уральская триеннале печатной графики» (2010, Уфа).
Лауреат III Всероссийского конгресса экслибриса (2011, Вологда).
Лауреат I премии I Елабужской триеннале экслибриса, посвящённой 200-летию Отечественной войны 1812 года (РТ, 2012).
Обладатель Золотой медали Первого открытого Всероссийского биеннале-фестиваля графики «УРАЛ-ГРАФО» (2012, Екатеринбург).
Обладатель специального приза I Международной выставки печатной графики в Грабадо (Испания, 2013).
Дипломант Международной выставки «VII Уральская триеннале печатной графики» (2013, Уфа).
Обладатель Серебряной медали Второго открытого Всероссийского биеннале-фестиваля графики «УРАЛ-ГРАФО» (2014, Екатеринбург).
Обладатель Серебряной медали Международной выставки искусств в Шанхае (Китай, 2014).
Дипломант II Международной выставки «В поисках рая» в Гранаде (Испания, 2015).
Дипломант III Международной выставки-конкурса графики малых форм и экслибриса (Брест, Республика Беларусь, 2015).
Лауреат II степени V Республиканской выставки произведений преподавателей детских художественных школ и школ искусств в номинации «Графика» (2015, Уфа).
Дипломант Международной выставки-конкурса экслибриса в рамках арт-проекта «Современное искусство и музыка», посвящённого 85-летию композитора С.А. Губайдуллиной в Казани (РТ, 2026).
Обладатель спонсорской премии Международной выставки «VIII Уральская триеннале печатной графики» (2016, Уфа).
Обладатель II премии Международной триеннале экслибриса и печатной графики малого формата «Памятники культуры мира» (2021, Екатеринбург).
Родилась 22 сентября 1958 года в Уфе.
Художественное образование получила на художественно-графическом факультете Магнитогорского государственного педагогического института (ныне — Магнитогорский государственный университет; 1978–1983).
Живёт и работает в Уфе. С 2000 года — преподаватель Детской художественной школы № 2 г. Уфы.
С 1983 года — экспонент республиканских, в том числе специальных (графика, акварель; декоративно-прикладное искусство; педагогика), зональных, региональных, межрегиональных, всероссийских, всесоюзных, международных и зарубежных, в том числе специальных (графика; акварель), и групповых, в том числе специальных (декоративно-прикладное искусство), выставок. Около 40 персональных выставок экспонировались в Уфе, Москве, Ирбите (Свердловская обл.), Магнитогорске, Екатеринбурге, Иерусалиме (Израиль).
Произведения О.А. Самосюк хранятся в Башкирском государственном художественном музее им. М.В. Нестерова, Галерее «Мирас» (оба — Уфа), Музее экслибриса (Москва), Московском музее современного искусства, Художественной галерее Московского Дома национальностей, Доме творчества «Челюскинская» (Московская область), Государственном музее-заповеднике «Петергоф» (Санкт-Петербург, Петергоф), Екатеринбургском музее изобразительных искусств, Ирбитском государственном музее изобразительных искусств (Свердловская область), Центре дизайна (Челябинск), Магнитогорской картинной галерее (Челябинская область), Курганском областном художественном музее им. Г.А. Травникова, Калининградской государственной художественной галерее, Краснодарском краевом художественном музее им. Ф.А. Коваленко, Вологодской областной картинной галерее, Национальном музее искусств г. Клуж-Напока (Румыния), Музее г. Острув-Велькопольски, Центре культуры г. Острув-Велькопольски, Галерее экслибриса г. Кракова (все — Польша), Музейном комплексе г. Синт-Никлас (Бельгия), художественной галерее г. Маастрихт (Голландия), Галерее «Прогресс» г. Белград (Югославия), библиотеке университета г. Риджека (Хорватия), Культурном центре г. Нальсберг (Швеция), Музее экслибриса г. Варезе, Библиотеке г. Бодио Ломнаго (оба — Италия), Университете г. Анкара (Турция), в частных собраниях в России и за рубежом (Бельгия, Германия, Голландия, Израиль, Испания, Италия, Канада, Китай, в том числе собрание мэра г. Пекина, Нидерланды, Польша, Украина, Франция, Чехия, Япония и др.).
История как источник творческого вдохновения, как родник, питающий информацией, размышлениями, образами, на рубеже ХХ–ХХI веков, как и на рубеже предшествующих столетий, всё больше манит к себе художников. Словно человечество вновь стремится оценить свой пройденный многовековой путь.
Графика Ольги Самосюк не ограничена исторической темой, однако, именно всеобщая история человечества с её войнами и примирениями, научными открытиями и техническими достижениями, культурным наследием и духовно-религиозными исканиями отражены в огромном количестве её программных, центральных графических серий. Мифы народов мира, история ушедших цивилизаций, религиозные верования отдельных племён и больших государств в стилизованных формах, свойственных современной печатной графике, но с огромным количеством подробностей и фактов, в интерпретации Ольги Самосюк являют собой не изобразительную реконструкцию истории человечества, а представления нашего современника о многообразии и самобытности культур и философско-религиозных воззрений, выработанных человечеством в процессе освоения мира. Произведения изобретательны по композиции, остроумны в подаче темы, часто отпечатаны с состыкованных вместе нескольких пластин (наборный офорт) или выполнены в монотипии и акварели. Они отличаются безупречным исполнительским мастерством и высокой графической культурой.
Ирина Оськина, искусствовед,
заслуженный деятель искусств РФ и РБ
Составитель персоналии: Светлана Игнатенко, искусствовед
ГИЛЯЗЕТДИНОВ САЛАВАТ МУХАМЕТОВИЧ Уфа
ГРАФИК (работает в пастели, рисунке, граттографии, линогравюре, бумаге ручного литья, конгреве, смешанной технике; в книжной графике). КАЛЛИГРАФ. ХУДОЖНИК ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА, работающий в горячей эмали и гладком ручном ткачестве на бёрдо). ПЕДАГОГ.
Заслуженный художник Республики Башкортостан (2013).
Обладатель Благодарности Президента РФ (2019, Москва).
Член Союза художников России с 1998 года.
Член Всероссийского Союза каллиграфов с 2009 года.
Дипломант Союза художников России (2008, Москва).
Обладатель Гран-при выставки-конкурса «Игры Алыпов» на Грант Правительства Республики Татарстан в области искусства (2012, Казань, РТ).
Дипломант III Международной выставки «Уральская триеннале печатной графики» (2001, Уфа).
Лауреат II степени II Республиканской выставки произведений преподавателей детских художественных школ и школ искусств в номинации «Графика» (2003, Уфа).
Дипломант IХ Региональной выставки «”Большая Волга” — Искусство республик Поволжья – 2004» (Саранск, Республика Мордовия).
Лауреат Республиканской выставки-конкурса «Изобразительное искусство Республики Башкортостан» в номинации «Графика» (2008, Уфа).
Дипломант VI Международной выставки «Уральская триеннале печатной графики» (2010, Уфа).
Дипломант VII Международной выставки «Уральская триеннале печатной графики» (2013, Уфа).
Лауреат II степени VI Томской Всероссийской триеннале «Рисунок России» (2016).
Дипломант I Елабужской биеннале уникального рисунка (РТ, 2017).
Родился 1 января 1959 года в селе Бураево Бураевского района Башкирской АССР.
Специальное образование получил на художественном отделении (ныне — факультет изобразительных искусств) Уфимского государственного института искусств (ныне — им. Загира Исмагилова; 1990–1994).
Живёт и работает в Уфе.
В 1997–2008 годах — преподаватель Детской художественной школы № 1 им. А. Кузнецова г. Уфы, в 2011–2016 — преподаватель Детской художественной школы № 2 г. Уфы.
С 2008 года — член комиссии по государственной символике при Главе Республики Башкортостан. Автор 47 гербов муниципальных районов и городов РБ.
Автор, координатор, руководитель арт-проектов: с 2005 года — автор идеи, концепции и руководитель Международного перспективного арт-проекта «Этника» в Елабужском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике (РТ); с 2006 — координатор Международного художественного проекта «Кочующие свитки — “Хабар”» в Москве, Казани (РТ), Нефтекамске и Уфе (РБ) и завершающей выставки проекта «ZUR HABAR» в Москве (2009); в 2008 — координатор I Регионального симпозиума декоративно-прикладного искусства «Парад планет» (Уфа); с 2009 — автор идеи и куратор выставочного проекта «Уфимский лубок», ответственный организатор II Регионального симпозиума декоративно-прикладного искусства «Солнечный путь» (Уфа), автор идеи и куратор открытого Республиканского конкурса «Выборы в истории России. От глубокой древности до наших дней» (Уфа); в 2010 — руководитель мастер-класса «Прекрасные женские имена в арабской каллиграфии» в рамках III Международной выставки каллиграфии в Новгороде; в 2011 — автор и руководитель первого студенческого арт-симпозиума «Слеза поэта», посвящённого 125-летию со дня рождения Г. Тукая, в Камском институте искусства и дизайна в Набережных Челнах (РТ); в 2012 — один из авторов идеи Межрегионального выставочного проекта «Страна Шурале», посвящённого 125-летию со дня рождения Г. Тукая, автор и руководитель открытого Регионального проекта «Песнь о Шурале» (деревянная скульптура), посвящённого 125-летию со дня рождения Г. Тукая, в Елабужском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике (РТ), Республиканского открытого арт-симпозиума художников-педагогов «Птицы весны» (Уфа), автор идеи и руководитель студенческих арт-симпозиумов «Миникитап. От и до» и «Ода бане, или с лёгким паром» в Камском институте искусства и дизайна в Набережных Челнах (РТ), в 2013 — студенческого арт-симпозиума «Рисунок» там же; в 2014 — автор идеи, концепции и руководитель Всероссийского арт-симпозиума «Танып Су», приуроченного к Году культуры, в деревне Ваныш-Алпаутово Бураевского района РБ. В 2015 году — куратор Международного арт-концепта «Туранский мир» в Крыму. В 2012 и 2015 годах — автор идеи и куратор I и II Елабужской триеннале экслибриса в Елабужском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике (РТ), в 2017 — автор, куратор, член жюри I Елабужской биеннале уникального рисунка там же и др.
В 2011 году — участник Международного симпозиума по горячей эмали в г. Кечкемет (Венгрия).
Оформил свыше 100 книг, в том числе подарочное издание башкирского эпоса «Урал-батыр» (2009) и научное издание киргизского эпоса «Манас» (2017) на башкирском и киргизском языках. В 2014 и 2015 годах — автор призов I и II Международных кинофестивалей этнического и национального кино в Уфе, выполненных в технике горячей эмали.
С 1991 года — экспонент республиканских, региональных, межрегиональной, всероссийских, международных, в том числе специальных (графика; графический дизайн; каллиграфия; декоративно-прикладное искусство; педагогика), и групповых выставок, фестивалей и арт-симпозиумов.
Персональные выставки и авторские модули экспонировались в Уфе, Казани, Набережных Челнах, Елабуге (все — РТ), Москве, Ноябрьске (Ямало-Ненецкий автономный округ), Красноярске.
Произведения С.М. Гилязетдинова хранятся в Музее горячей эмали г. Кечкемет (Венгрия), Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства, Музее современной каллиграфии, Фонде поддержки и развития научных и культурных программ им. Ш. Марджани (все — Москва), Башкирском государственном художественном музее им. М.В. Нестерова, Национальном молодёжном театре РБ им. М. Карима (оба — Уфа), Музее национальной культуры Национального культурного центра «Казань» (Казань, РТ), Елабужском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике (РТ), Томском областном художественном музее, Новосибирском государственном художественном музее, Государственной галерее им. А.А. Кадырова (Грозный, Чеченская Республика), Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им. Г. Айтиева (Бишкек), в частных собраниях в России и за рубежом (Австрия, Беларусь, Венгрия, Германия, Италия, Казахстан, Канада, Китай, Объединённые Арабские Эмираты, Турция, Швейцария, Чехия).
Творчество Салавата Гилязетдинова открывает глубину древней общетюркской истории и культуры. В общем контексте башкирской графики оно представляется глубоко национальным по своему содержанию — это отмечают и зрители, и специалисты. И это очень близко к правде, масштабнее, чем простые сюжеты о родном крае, его народе и традициях. Сюжетами и героями тонких по исполнительскому мастерству и поэтико-драматических в своей образной системе, современных по пластике и всё же основанных на этнике графических листов этого художника становятся и загадочная чаша Джамшида, хранящая в себе тайны Вселенной, и легендарный сын волчицы, родоначальник тюрков Ашина, и украденная меркитами красавица Борте — жена Великого хана Великой степи, и суровые тюркские воины, и луноокие красавицы, и небесные кони, и наблюдающие за великой Вселенной звездочёты, и странствующие дервиши. Кажется, художник ощущает себя путником во времени, а история человечества представляется ему как его личная история, только до его собственного первого крика и первого шага. Отсюда — страстный интерес к тому, что происходило за века и тысячелетия до него и что как бы было увертюрой к его собственной жизни. В его гравюрах на линолеуме штрих то предстаёт спокойным, тонким и хрупким, то экспрессивным сильным, форма в одном случае трактуется линией абриса, в другой — глубоким чёрным пятном. И в выражении идеи, заложенной в программу произведений, наряду с фигуративными композициями, часто выступает знак, символ. Активное освоение Гилязетдиновым и других областей изобразительного искусства, вслед за Ринатом Миннебаевым, привело его к печати на бумаге ручного литья. Однако художник по-прежнему с интересом работает и в линогравюре.
Ирина Оськина, искусствовед,
заслуженный деятель искусств РФ и РБ
Составитель персоналии: Светлана Игнатенко, искусствовед
ИКСАНОВА (ГИЛЯЗЕТДИНОВА) ГУЛЬНАЗ САЛАВАТОВНА Уфа
ЖИВОПИСЕЦ. ГРАФИК (работает в акварели, пастели, линогравюре). ХУДОЖНИК ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА, работающий в текстильной интарсии и горячей эмали.
Член Союза художников России с 2010 года.
Член Союза акварелистов России с 2017 года.
Обладатель стипендии Правительства РФ для молодых деятелей культуры и искусства (2019, Москва).
Обладатель Бронзовой медали «За вклад в отечественную культуру» Творческого Союза художников России (2017, Москва).
Дипломант Союза художников России (2008, 2012, 2016, Москва).
Дипломант II степени Региональной выставки «Урал – Х» (2008, Челябинск).
Лауреат II степени II Республиканской выставки-конкурса «Молодые художники Башкортостана» на лучшее произведение изобразительного искусства в номинации «Декоративно-прикладное искусство» (2009, Уфа).
Победитель 20-го творческого конкурса женщин-художников России «Весенний салон – 2012» в номинации «Графика» (Москва).
Дипломант III Международной биеннале искусства горячей эмали «Зеркало мира» в номинации «Дебют» (2017, Санкт-Петербург).
Обладатель Гран-при Республиканского конкурса графики им. Э.М. Саитова среди молодых художников и студентов профильных факультетов художественных учебных заведений Республики Башкортостан (2018, Уфа).
Лауреат премии Сибирского центра современного искусства «ФОРМА» (2019, Новокузнецк).
Родилась 13 октября 1987 года в селе Бураево Бураевского района Башкирской АССР.
Специальное образование получила на художественном отделении Уфимского училища искусств (2003–2008) и на факультете монументально-декоративного искусства Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А.Л. Штиглица по специальности «Монументально-декоративная живопись» (2010–2016).
Живёт и работает в Уфе. С 2021 года — преподаватель Детской художественной школы № 1 им. А. Кузнецова г. Уфы.
С 2007 года — экспонент республиканских, в том числе молодёжных и специальных (декоративно-прикладное искусство; акварель; графика), региональных, всероссийских, в том числе молодёжных и специальных (декоративно-прикладное искусство; акварель; эмальерное искусство), международных и групповых выставок.
Персональные выставки и авторские модули экспонировались в Уфе, Елабуге, Набережных Челнах (оба — РТ), Новокузнецке, Красноярске.
Произведения хранятся в Башкирском государственном художественном музее им. М.В. Нестерова (Уфа), Елабужском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике (РТ), Сибирском центре современного искусства «ФОРМА» (Новокузнецк), Историко-культурном музее-заповеднике «Коломенский Кремль» (Коломна Московской обл.), Музее современного искусства Ближневосточного университета Турецкой Республики Северного Кипра (Никосея).
Жизнь наша — путешествие. Это сотни дорог в поисках любви и счастья. Но находим мы их лишь тогда, когда возвращаемся домой. Эта мысль — лейтмотив творчества Гульназ Гилязетдиновой, молодой, но серьёзно и давно заявившей о себе художнице.
Всё творчество Гульназ — живописца, графика, художника по текстилю и эмальера — посвящено этой теме. Николай Васильевич Гоголь, непревзойдённый мастер словесной живописи, утверждал, что настоящим писателем (читай «художником») может считаться тот, кто живо и интересно может описать своё жилище и то, что вокруг него, каким бы скучным и привычным оно ни казалось. Гульназ это удалось.
Её точка отсчёта — село Бураево Бураевского района Башкирии, где она родилась, и деревня Новомещерово Мечетлинского района, куда она неизменно возвращается за новыми впечатлениями и новой творческой работой. Уже потом были Уфимское училище искусств и Санкт-Петербургская художественно-промышленная академия им. А.Л. Штиглица, освоение новых техник и материалов, часто совсем не женских — горячей эмали, мозаики, сграффито, иконописи, фрески, витража. Это и участие в различных выставках, и творческие победы.
Лет в пять-шесть Гульназ сделала свои первые зарисовки — на «банную» тему. Всё произошло само собой — так, как и бывает в художнических семьях. Да, и как могло быть иначе, если дед Гульназ — художник, отец Салават Гилязетдинов — известный график и эмальер, «проводник» сюжетов национальной мифологии и фольклора. Конечно, отец всегда был и остаётся для неё главным учителем. Вместе они обсуждают темы и приёмы, он зажигает её своей энергией, мотивирует к работе в минуты творческих сомнений. Самобытным художником стал и родной брат Гульназ — Азамат. Каждый из династии Гилязетдиновых шёл к профессии своим путём, но прав Басё: «От единого корня растут молодая и старая слива. Обе льют аромат».
Эльвира Каримова, журналист
Обращение Гульназ к технике горячей эмали было естественно и прогнозируемо. Во-первых, она — выпускница Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии им. А.Л. Штиглица, а до академии — художественного отделения Уфимского училища искусств. Во-вторых, её отец, известный уфимский график Салават Гилязетдинов, — первый в Башкортостане художник, начавший работать в горячей эмали. Будь он живописец, возможно, этого бы и не произошло (холст не отпускал бы), но он график, и его стихия — бумага ручного литья, отличающаяся особой выразительностью рельефа, дополненного конгревом. После участия в Международном симпозиуме по горячей эмали в венгерском Кечкемете — признанном центре европейской эмали, — Гилязетдинов открыл эмаль для Башкортостана и, конечно же, для Гульназ. И сама техника, конечно, её захватила, тем более что горячая эмаль очень живописна, а по первому образованию Гульназ — живописец. Не говоря уже о том, что эмаль в России испытывает сегодня второе рождение.
Затем появились её арт-объекты, напоминающие величественные сакральные стелы. В них Гульназ, как и в эмалях, руководствуется принципом графичности, идущим от её же текстильных панно, выполненных в технике интарсии, и стилистикой неопримитизма.
На этом мощном эмалево-арт-объектном фоне акварели Гульназ звучат легко, мягко и безмятежно. Они — подлинное откровение её нежной трепетной души, поскольку их источник — родная бураевская земля.
Светлана Игнатенко, искусствовед, составитель персоналии
ГИЛЯЗЕТДИНОВ АЗАМАТ САЛАВАТОВИЧ Уфа
ЖИВОПИСЕЦ. ГРАФИК (бумага ручного отлива, в том числе авторская техника; смешанная техника в печатной графике). ХУДОЖНИК ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА (горячая эмаль; художественная обработка металла).
Член Союза художников России с 2019 года.
Обладатель стипендии Министерства культуры РФ (2021, Москва).
Родился 11 февраля 1986 года в селе Бураево Бураевского района Башкирской АССР.
Специальное образование получил на факультете монументального искусства Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А.Л. Штиглица (2020–2024) по специализации «Художественная обработка металла. Пластика малых форм».
Живёт и работает в Уфе.
С 2011 года — экспонент республиканских, в том числе молодёжных, региональных, в том числе молодёжных, межрегиональных, всероссийской и международных, в том числе специальных (эмальерное искусство) выставок, фестивалей и арт-симпозиумов. Персональные выставки и авторские модули экспонировались в Уфе, Елабуге, Набережных Челнах (оба — РТ), Новокузнецке, Красноярске.
Произведения А.С. Гилязетдинова хранятся в Башкирском государственном художественном музее им. М.В. Нестерова (Уфа), Елабужском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике (РТ), Сибирском центре современного искусства «ФОРМА» (Новокузнецк), Историко-культурном музее-заповеднике «Коломенский Кремль» (Коломна Московской обл.), Музее современного искусства Ближневосточного университета Турецкой Республики Северного Кипра (Никосея).
Искусство Азамата Гилязетдинова, с одной стороны, только в самом начале пути, с другой — оно уже сегодня обладает той глубокой эмоцией и образностью, источником которых становится его чёткая ориентация на традиционное национальное творчество. Ещё одно неоспоримое достоинство его произведений — высокий уровень мастерства.
Светлана Игнатенко, искусствовед
ИГНАТЕНКО СВЕТЛАНА ВЛАДИСЛАВОВНА Уфа
ИСКУССТВОВЕД. ИСТОРИК ИСКУССТВА. МУЗЕЙНЫЙ ДЕЯТЕЛЬ. ПЕДАГОГ.
Заслуженный деятель искусств Республики Башкортостан (2003).
Лауреат Государственной премии РБ им. М.В. Нестерова (2022).
Член Союза художников России с 1996 года.
Обладатель Благодарности Президента РФ (2016, Москва).
Обладатель Золотой медали «Достойному» Российской академии художеств (2017, Москва).
Обладатель Золотой медали «Духовность. Традиции. Мастерство» Союза художников России (2017, Москва).
Обладатель Серебряной медали «Духовность. Традиции. Мастерство» Союза художников России (2010, Москва).
Обладатель юбилейной медали «100 лет образования Республики Башкортостан» (2019, Уфа).
Дипломант Союза художников России (2008, 2009, Москва).
Лауреат IХ Республиканского конкурса им. А.А. Кузнецова (2000, Уфа).
Лауреат Республиканской выставки-конкурса «Изобразительное искусство Республики Башкортостан» в номинации «Искусствоведение» (2008, Уфа).
Лауреат литературно-художественного и общественно-политического журнала «Бельские просторы» за 2009 год (2010, Уфа).
Родилась 20 декабря 1956 года в Уфе.
Специальное образование получила на кафедре истории искусств исторического факультета Ленинградского государственного университета им. А.А. Жданова (ныне — Санкт-Петербургский государственный университет; 1974–1979).
Живёт в Уфе. С 1979 года работает в Башкирском государственном художественном музее им. М.В. Нестерова, с 1992 — заместитель директора по научной работе. Одновременно, в 1981–1988 годах – преподаватель истории искусств на музыкально-исполнительских факультетах Уфимского государственного института искусств (ныне — им. Загира Исмагилова), в 1998–2004 — на художественно-графическом факультете Уфимского филиала Московского государственного открытого педагогического университета им. М.А. Шолохова, старший преподаватель, в 2003–2004 — доцент.
С 1999 года — член редколлегии литературно-художественного и общественно-политического журнала «Бельские просторы». В 2002–2014 годах — член Государственной комиссии при Президенте Республики Башкортостан по присуждению Государственных премий Республики Башкортостан им. Салавата Юлаева. В 2001–2005 годах — член правления Регионального отделения Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» Республики Башкортостан (возглавляла секцию искусствоведения).
Автор более 100 научных публикаций, концепций экспозиций более 500 выставок и более 100 кураторских проектов. Участник международной, всероссийских, региональных и республиканских научно-практических конференций в Челябинске, Казани, Екатеринбурге, Уфе. Организатор и куратор ряда конференций в Башкирском государственном художественном музее им. М.В. Нестерова, проведённых совместно с другими организациями, в том числе с кафедрой этики и эстетики философского факультета Башкирского государственного университета и Уфимским отделением Межрегионального Шаляпинского центра, и посвящённых творчеству М.В. Нестерова, И.Е. Бондаренко, ряду культурологических проблем.
Сфера научных исследований: жизнь и творчество Д.Д. Бурлюка, жизнь и творчество М.В. Нестерова, изобразительное искусство РБ (в том числе декоративно-прикладное искусство, молодёжное искусство, детское художественное творчество). В контексте реализации первой темы — автор первого в России перспективного выставочного проекта «Живопись Давида Бурлюка в музеях российской провинции»: автор каталога «Фактура и цвет. Произведения Давида Бурлюка в музеях российской провинции» (книги I и II, 1994), несброшюрованного альбома «Давид Давидович Бурлюк (1882–1967). Живопись 1915–1918 годов» (2006; 2015 – переизд.) из серии «Башкирский государственный художественный музей им. М.В. Нестерова» и ряда специальных статей, представляющих первый в российском искусствознании опыт систематизации и анализа творческого наследия всемирно известного художника. Инициатор и организатор первой в стране после эмиграции художника в Америку Всероссийской выставки произведений Д.Д. Бурлюка и Всероссийской научно-практической конференции «Музей и художественная культура российской провинции», прошедших в 1994 году в Башкирском государственном художественном музее им. М.В. Нестерова; после экспонирования в Уфе выставка стала передвижной и была показана в Самарском областном художественном музее, Рязанском областном художественном музее им. И.П. Пожалостина, Волгоградском музее изобразительных искусств им. И.И. Машкова. В 2001 году — автор концепции, ответственный составитель, научный редактор и автор ряда статей первого в музееведении Республики Башкортостан академического сборника «Сообщения Башкирского государственного художественного музея имени М.В. Нестерова», изданного к 80-летию музея, и альбома-каталога выставки «Башкирский государственный художественный музей им. М.В. Нестерова. Живопись второй половины ХIХ – первой половины ХХ века. Михаил Нестеров. Давид Бурлюк. Касим Девлеткильдеев. Александр Тюлькин», экспонировавшейся в Государственной Третьяковской галерее в Москве в рамках федерального выставочного проекта «Золотая карта России» и приуроченной к 450-летию добровольного вхождения Башкирии в состав России. В 2012 году — автор концепции юбилейных мероприятий, посвящённых 150-летию со дня рождения М.В. Нестерова (1862–1942), организатор Всероссийской выставки «Произведения М.В. Нестерова в музеях, галереях и частных собраниях России», Всероссийской научно-практической конференции «Первые Нестеровские чтения» и Первого открытого Республиканского конкурса детского художественного творчества им. М.В. Нестерова; автор альбома-каталога выставки, ответственный составитель сборника научных материалов конференции, автор альбома-каталога работ победителей конкурса им. М.В. Нестерова; в 2012, 2015 годах — председатель жюри Первого и Второго Республиканских открытых конкурсов детского художественного творчества им. М.В. Нестерова.
В контексте реализации второй темы — автор каталогов и альбомов-каталогов, посвящённых творчеству известных художников Башкортостана и России: В.Г. Кузнецовой (1992), Д.Н. Ишемгулова (1996), А.А. Кузнецова (1997), Н.А. Калинушкина (1998), З.Р. Басырова (1998), М.Ф. Тарана (1995, 1998), Н.В. Карповой (2000), А.А. Штабеля (2001), Н.С. Латфуллина (2001; 2004.), К.А. Головченко (2002), Ф.Р. Ергалиева (2002), А.А. Хусаинова (2003), М.А. Назарова (2004), Р.З. Харисова (2004), Г.М. Круглова (2004), П.П. Салмасова (2006), С.Н. Игнатенко (2008), Н.Л. Пеганова (2009), Э.М. Саитова (2011), И.В. Тонконогого (2013), Р.М. Арсланова (2015). Автор многочисленных статей в периодической, в том числе специальной центральной, печати: журналы «Художник России», «Художественная галерея», «Государственная Третьяковская галерея», «Рампа. Культура Башкортостана».
С 1997 года — куратор Республиканского выставочного проекта «Профессиональное декоративно-прикладное искусство Башкортостана»: автор альбомов-каталогов и экспозиций четырёх выставок проекта (1997, 2002, 2008, 2014–2015). Куратор выставок и автор каталогов: «Выставка произведений художников-сценографов Республики Башкортостан» в рамках III Международного фестиваля тюркоязычных театров «Туганлык» (2000), «Сияние Лун. Художественный проект» (2002), «Творческое объединение “Артыш”» (2002), «Современное изобразительное искусство Республики Башкортостан» в рамках сотрудничества Республики Башкортостан и Оренбургской области (2005), «Корифеи башкирского изобразительного искусства» (2013). С 2016 года — куратор выставочного и научно-просветительского проекта «Адрес памяти — Воскресенское» (выставка и альбом-каталог), посвящённого анализу и систематизации коллекции Воскресенской картинной галереи в собрании Башкирского государственного художественного музея им. М.В. Нестерова и презентованного в 2017 году в музее и в выставочном зале Союза художников России в Москве. В 2015 и 2017 годах — автор концепции художественных форумов «АРТ УФА», автор экспозиций выставок форумов, автор-составитель альбома-каталога «АРТ УФА – 2015».
В контексте реализации третьей и четвёртой темы — председатель жюри Республиканских открытых конкурсов детского художественного творчества им. А.А. Кузнецова, им. А.Э. Тюлькина (1997–2006) и им. М.В. Нестерова (с 2012), автор-составитель каталога произведений юного художника Кирилла Дегтярёва, трагически погибшего в авиакатастрофе 2 июля 2002 года над Боденским озером (2003), каталога «Первый Республиканский конкурс молодых художников Башкортостана на лучшее произведение изобразительного искусства» (2004), каталога работ лауреатов и дипломантов ХIII открытого Республиканского конкурса им. А.А. Кузнецова (2005), юбилейного издания «Детская художественная школа № 1», посвящённого 45-летию школы (2005).
В 2018 году — куратор Всероссийского конкурса изобразительного и декоративно-прикладного искусства, посвящённого 100-летию образования Республики Башкортостан: автор экспозиции гала-выставки и альбома-каталога.
С 1997 года — экспонент республиканских, региональных и всероссийских выставок в разделе «Искусствоведение».
ИГНАТЕНКО СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ Уфа
ЖИВОПИСЕЦ. ПЕДАГОГ.
Заслуженный художник России (2022).
Заслуженный художник Республики Башкортостан (2004).
Член Союза художников СССР (России) с 1991 года.
Член творческой группы «Март» (1989–1993).
Обладатель юбилейной медали «100 лет образования Республики Башкортостан» (2019, Уфа).
Государственный стипендиат Министерства культуры РФ в разделе «Мастера» на 2006 год (2005, Москва).
Обладатель Золотой медали «Духовность. Традиции. Мастерство» Союза художников России (2014, Москва).
Обладатель Благодарности Председателя Государственного собрания – Курултая Республики Башкортостан (2017, Уфа).
Дипломант IХ Региональной выставки «”Большая Волга” — Искусство республик Поволжья – 2004» (Саранск, Республика Мордовия).
Дипломант Региональной выставки «Большая Волга – Х» (2008, Чебоксары, Чувашская Республика).
Лауреат Республиканской выставки-конкурса на лучшее произведение изобразительного искусства, посвящённой 65-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов, в номинации «Живопись» (2010, Уфа).
Обладатель Золотой медали Межрегиональной выставки «Урал ХI» (2013, Тюмень).
Обладатель Гран-при I Межрегиональной биеннале современного изобразительного искусства Урала «Лабиринт» в номинации «Живопись» (2014, Магнитогорск).
Дипломант Третьей Новосибирской Межрегиональной выставки «Красный проспект. Искусство Урала, Сибири, Дальнего Востока» (2017, Новосибирск).
Дипломант-преподаватель Всероссийского конкурса учебного рисунка и живописи для студентов учебных заведений среднего специального образования за высокое профессиональное мастерство (2017, Москва).
Родился 3 ноября 1955 года в Уфе.
Художественное образование получил на художественном отделении Уфимского училища искусств (1973–1977), специальное — на отделении живописи (ныне — факультет изобразительных искусств) Уфимского государственного института искусств (ныне — им. Загира Исмагилова; 1977–1982).
Живёт и работает в Уфе.
В 2003 году в качестве члена правления Регионального отделения Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» Республики Башкортостан (РО ВТОО «СХР» РБ) — инициатор возрождения Объединения молодых художников и искусствоведов (ОМХИ) при РО ВТОО «СХР» РБ, в 2003–2005 — первый председатель и организатор первых выставок возрождённого ОМХИ.
С 2004 года — преподаватель художественного отделения Уфимского училища искусств, в 2014–2019 — заведующий отделением.
С 1977 года — экспонент республиканских, декадных, зональных, региональных, межрегиональных, всероссийских, всесоюзных, международных, зарубежных и групповых выставок.
Персональные выставки и авторские модули экспонировались в Новосибирске, Уфе, Стерлитамаке (РБ).
Произведения С.Н. Игнатенко хранятся в Государственном Русском музее (Санкт-Петербург), Башкирском государственном художественном музее им. М.В. Нестерова (Уфа), Министерстве культуры РФ (Москва), Музее современного русского искусства в Джерси-Сити (США), Галерее Аллы Булянской в Лондоне (Великобритания), ОАО «Уральский лизинговый центр» (Уфа), картинной галерее «Янгантау» (Салаватский район РБ, курорт «Янгантау»), Художественном музее «Арт-Донбасс» (Донецк), в частных собраниях в России и за рубежом (Австрия, Великобритания, Германия, Голландия, Израиль, Италия, Польша, США, Франция).
Творчество Сергея Игнатенко тесно связано с переменами, происходившими в России. Художник принадлежит к поколению, которое формировалось в условиях грандиозных изменений в стране, талант его очень точно уловил атмосферу перемен.
Начинал он как мастер натюрморта. Великолепные по колориту, точные по композиции — это произведения одарённого, неординарного художника. Тонкий лиризм, пронизывающая работы духовная наполненность отличают все произведения раннего периода… Вместе с тем он создавал и большие тематические композиции: это как бы уже другая сторона жизни. Произведения начала 1990-х годов — яркие, точные по смыслу, глубоко одухотворённые работы зрелого мастера.
Напряжение, конфликтность, динамизм неизменно, не апеллируя к тому или другому периоду, вне зависимости от даты создания произведений, приковывают к ним зрителей. Все произведения объединены общей идеей. Я бы назвал её духовной сущностью вещей, мерой жизни…
Сергей Краснов (1948–2020), народный художник РБ,
академик Российской академии художеств
…В его работах нет ничего на публику… Но в них всегда… есть хорошо написанный, чётко прописанный «текст».
Дело не в том, что одно время Сергей Игнатенко, работая над картинами, сочинял стихи. Дело в том, что его художнический жест каждый раз начат и завершён, или же — мастер непременно хочет его завершить. Он уже давно не является художником одной темы или одного жанра, но у всякой его работы есть начало и конец. Финал, жирная точка, эпилог — всё это может быть уже не в этой работе, а в какой-нибудь следующей. Автор натюрмортов, создавая циклы, превращается на наших глазах в симфониста, романиста, но живописные его романы — дискретны. …Давая нам возможность углубиться в глухие онтологические леса, Игнатенко не перестаёт улыбаться: нота трагичности и безнадёжности смягчается любовью и состраданием, столь свойственными ему.
Принадлежит ли Игнатенко к какой-нибудь школе или направлению? Своим учителем художник и по сей день называет Михаила Назарова. Но я бы не применял к Игнатенко термин «авангардист». Мне вообще не хочется наклеивать этикетки. В последние годы Игнатенко — сам себе направление. Это очень трудно. Он не западный и не восточный. Он не северный и не южный. Понаблюдаем за изменениями, которые происходят в его живописи, и постараемся понять Игнатенко как Игнатенко. В полной его автономности и, возможно, даже замкнутости. Из этого одиночества должно непременно произойти что-то новое. И оно, новое, уже происходит. Художник — этот homo creator — творит свой художественный мир дальше.
Александр Касымов (1949–2003),
журналист, художественный критик
…Большинство работ Сергея Игнатенко, как и других художников этого же круга — Александра Буганина, Сергея Краснова, Михаила Спиридонова, Мираса Давлетбаева, Наиля Байбурина, Александра Журкина, Ляли Галеевой — …объединяет один общий признак — загадочность. Здесь много отстранённости, совмещений разноуровневых понятий, разных пространственно-временных зон… Таким же разнообразием отличаются и способы построения пространства — от примитивистских до фотографически точных. Ещё одна отличительная черта творчества вышеупомянутых художников — их ориентация на литературу.
…Сергею Игнатенко свойственно достаточно скептическое отношение к господству всепознающего разума, однако акцент в его работах чаще смещён на сферу этического, которое он склонен рассматривать как диалектическое единство противоположностей. Другими словами, живописец обращается к вечной проблеме добра и зла, ангела и демона — центральной проблеме в творчестве немецких романтиков и русских шеллингианцев. «… Добро и зло суть одно и то же, лишь рассмотренные с разных сторон, — писал Шеллинг. — Поэтому верно и то, что тот, в ком нет ни материала, ни сил для зла, не способен к добру…»
…Язык Игнатенко — язык метафор, философской притчи, заимствованной из библейских и более древних источников. …История человеческой мысли уподобляется спиралеобразному движению внутри полной тупиков нескончаемо высокой башни… С его именем в искусстве республике связана линия усиливающегося внимания к метафорической образности, стирающей грань между реальностью и миром пугающих видений.
Александр Гарбуз, культуролог, кандидат филологических наук
Основная тема творчества Сергея Игнатенко — нравственные ценности человечества, проблемы борьбы добра и зла, любви и ненависти, жизни и смерти, но выраженные в философском, подчас метафорическом контексте. Его профессиональное кредо — качественность мастерства и высокая образность. Обладая безупречной композиционной, линеарно-пластической и колористической культурой, Игнатенко создаёт эстетически и эмоционально совершенные произведения.
Светлана Игнатенко, искусствовед, составитель персоналии