С 3 по 28 июня 2025 года в выставочном зале «Ижад»
Башкирского государственного художественного
музея им. М.В. Нестерова работает выставка
«Вагиз Шайхетдинов. Живопись. К 70-летию со дня рождения».
ШАЙХЕТДИНОВ ВАГИЗ ГАЙНЕЛЬГИЛИМОВИЧ
Живопись. К 70-летию со дня рождения.
ПЕРСОНАЛИЯ:
Родился 8 марта 1955 г. в селе Копей-Кубово Буздякского района БАССР.
1980 – закончил художественно-графический факультет Башкирского государственного педагогического института (педагоги: Н.А. Калинушкин, В.В. Чиков, Р.М. Фаткуллин);
впервые стал участником республиканской художественной выставки, затем оно было постоянным.
1981-1989 – работал дизайнером во Всесоюзном научно-исследовательском институте геофизических исследований скважин в г. Октябрьском БАССР.
1987 – объявлена благодарность Министерства геологии СССР за художественное оформление «Слета юных геологов России».
1989-1995 – работал художником-монументалистом в Башкирском отделении художественного фонда России.
1986-1994 – член молодежного отделения Союза художников СССР, России.
1995 – член Союза художников России.
2000 – лауреат выставки-конкурса «Изобразительное искусство Республики Башкортостан», Уфа.
2006 – лауреат III Всероссийской выставки пейзажной живописи «Образ Родины», Москва.
2008 – лауреат Республиканской выставки-конкурса «Изобразительное искусство Республики Башкортостан» в номинации «Портрет», Уфа; награждён благодарственным письмом Всемирного конгресса татар, Казань.
2009 – награждён памятной юбилейной медалью «90 лет МВД по РБ» за серию портретов сотрудников МВД;
награждён Благодарственным письмом Министерства культуры РБ;
участник Всероссийской экспедиции-симпозиума «Запад-Восток: традиционализм и современность искусства XXI века». (Чебоксары, Мыт, Плес, Кузминки, Тутаев, Курба, Чебоксары).
2010-2011 – участник пленэра «Образ Родины», Башкортостан;
2012 – лауреат Республиканского конкурса изобразительного искусства, посвящённого 200-летию Победы в Отечественной войне 1812 года, в номинации «Живопись», Уфа;
участник Всероссийского пленэра «Сосновый Бор», Бузулук;
почта России выпустила почтовый конверт с изображением картины художника «Северные Амуры», 500 тыс. экз., Москва;
удостоен звания «Заслуженный художник РБ»;
2013 – участник Всероссийского пленэра «Образ Родины», Башкортостан;
участник художественных форумов «АРТ УФА-2015»,«АРТ УФА-2017».
2018 – творческая поездка в Испанию, г. Барселона, на Северный Кипр, участие в выставке по итогам экспедиции г. Лефкос (Северный Кипр);
персональная выставка в Ближневосточном университете, Северный Кипр. Лефкос, награждён «Серебряным ключом» данного университета;
музеем Современного искусства приобретены 47 работ художника. Северный Кипр, Лефкос.
2020, 2022, 2023 – участник Международных арт-симпозиумов, Елабуга.
2022 – участник Всероссийского арт-симпозиума «Салаватия-2022, РБ;
2023 – участник Международного арт-пленэра Россия-Беларусь, РБ; награждён Благодарственным письмом Министерства культуры РБ.
С 1988 по 2023 годы провёл 23 персональные выставки в Уфе, районах РБ, различных городах страны.
***
Произведения мастера находятся в собраниях: БГХМ им. М.В. Нестерова, музея современного искусства Северного Кипра (Лефкос), Болгарского государственного историко-архитектурного музея-заповедника, г. Болгар, художественного музея «Aрт-Донбас» (Донецк), Елабужского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, штаб-квартиры ЮНЕСКО (Париж), Министерства геологии СССР, Госсобрания РБ, мэрии г. Уфы, Рудгеофизики (Санкт-Петербург), МВД РБ, Уфимского государственного татарского театра «Нур», Башкирского государственного академического театра драмы им. М. Гафури, Уфимского университета науки и технологий, БГМУ (Уфа), УГНТУ, Академии наук РБ, Ближневосточного университета Северного Кипра (Лефкос), музея п. Буздяк Буздякского района РБ, в частных коллекциях России, Германии, Франции, Англии, США, Кипра, Турции, Сербии и др.
***
Экспозиция выставки включает произведения художника из коллекции Башкирского государственного художественного музея им. М.В. Нестерова и собрания автора. Выставка ретроспективная, представляет работы мастера 1985-2024 годы и отражает основные направления его идейно-тематических и живописных поисков за сорок лет творческой деятельности.
Вагиз Гайнельгилимович активный человек и художник, чьё искусство тесно соприкасается с современностью, с жизнью нашей республики. Он плодотворно работает в различных жанрах живописи, в основе которой лежат общечеловеческие духовные ценности.
В 1980 году его дипломной работой по окончанию художественно-графического факультета стала композиция «На пленэре», удостоенная высшей оценки и слов известного художника Николая Леонидовича Пеганова: «Я рад, что в башкирской живописи появился жанрист».
Уверенное владение законами композиции, колорита и крепкий профессиональный рисунок позволили ему создать такие полотна, как «Мелодия Урала» (2002), диптих «Возвращение» (2011-2012), посвящённый прославленному мастеру балета Рудольфу Нурееву. В правой части последнего – творческое воспроизведение документального момента, когда Р. Нуреев приезжал на родину, будучи уже известным артистом. Ностальгические чувства героя подчёркнуты лирическим характером пейзажного фона. В левой части танцовщик изображён сидящим в роскошном старинном кресле. Перед зрителем – величественный Нуреев, изысканный артист, познавший триумф славы. В верхних частях обеих полотен, как живописные клейма, написаны портреты героя, показанного в различных возрастных и эмоциональных состояниях, что значительно расширяет образную характеристику портретируемого. Автор удачно компонует обе части диптиха в его сюжетном, пластическом и цветовом решении.
Диптих – яркое свидетельство того, что художнику дан дар портретиста, тонко прослеживающего характер своего героя. В этом убеждают и другие произведения живописца. В «Автопортрете» 1997 года его облик, взгляд, детали фона воспроизводят натуру решительного и целеустремлённого человека. Название другого полотна «Автопортрет. Круглый год» (2009) говорит само за себя. Это романтический образ художника, для которого родной Урал – его мир, в котором живёт и где поёт его душа.
В. Шайхетдинов стал также автором серии портретов деятелей башкирской культуры – поэта В. Денисова (2002), башкирских художников Г. Прокшина (2013) и В. Суздальцева (2014). В каждом из них выявлена суть характеров героев, свойственное им внутреннее напряжение, творческое вдохновение. В целом, жанровая, портретная живопись мастера – есть отражение его размышлений о судьбах людей, непреходящих нравственных качествах жизни.
Обращает на себя внимание цикл произведений Вагиза Шайхетдинова 1990-х годов, отличающихся от свойственной ему прежде манеры – тщательности письма, рисунка, гармонии спокойных красок. В картинах «Капова пещера», «Иман» (обе – 1993), «Внеочередное затмение» (1994) заполыхали яркие краски, формы отчасти обрели стилизованный характер. Главный импульс тому дали впечатления, которые испытал художник при посещении Каповой пещеры, о которой тогда в начале 1990-х годов мало кто знал. «Я получил впечатление более сильное, нежели то, которое испытал в Египте, впервые увидев пирамиды фараонов. Это было потрясающее зрелище: таинственная, неизведанная красота самой пещеры и выступающих в полумраке величественных рисунков», – рассказывал Вагиз. Для передачи пережитых ярких чувств он нашёл адекватное воплощение.
Для наших художников эти годы были благодатным временем, когда они открывали для себя многие явления в мировой и русской культуре. Не прошёл мимо этого процесса и Шайхетдинов, обратившись к элементам постмодернистской живописи, подчиняя их эмоционально-смысловому содержанию холстов. Форсированное звучание формы и цвета в них адекватно тому романтическому настрою, которое заложено в работах, пробуждающих мысли о тайнах и величии мироздания. Эти размышления в картине «Внеочередное затмение» обретают и иные нюансы, отражающие тревогу художника за судьбы земли, людей. Отголоски модернистских направлений очевидны в некоторых более поздних произведениях художника – «Двор с красным деревом» (1999), «Грачи прилетели» (2020). Открывшаяся с необычной стороны реальность подсказывает ему обострённость пластики и декоративность колористического решения. Не стоит сопоставлять поиски автора с попыткой вписаться в схему авангардного искусства, работы написаны по настроению.
Не мог Вагиз Шайхетдинов пройти мимо темы, которая озвучена в работах «Башкирский мёд» (2021), «Портрет сестры»(2023), «На пасеке» (2024), золотоносная гамма которых, разлитый в них тёплый свет привносят в экспозицию мажорный, жизнеутверждающий дух.
Наибольшее место в творчестве мастера двух последних десятилетий занимает пейзажная живопись. В галерее произведений живописца серия уральских пейзажей, в которых разворачиваются широкие панорамы гор, рек – «Шихан» (2008), «Утро на Урале» (2016), «Бабье лето» (2024). Мотивы величавой природы погружают зрителя в раздумье о вечности, непреходящей красоты мира. Звучные аккорды неувядаемой жизни слышны в эпическом полотне «Шихан», где над вершиной седой горы – бездонное небо с проносящимися по нему могучими облаками. У её подножья ковыльная степь, по которой словно догоняя время, стремительно мчатся кони. Контрасты ритмов, напряжение пластики придают композиции внутреннюю динамику, а гармония охристых, серебристо-голубых красок олицетворяют её эстетическую красоту. Через десять лет, в 2018 году Шайхетдинов повторил эту композицию в холсте «Сон шихана», вписав в неё изображение древней морской раковины. Этот артефакт не просто помнит историю, он её являет.
Замечательно полотно «Утро на Урале», в котором оживает неповторимое впечатление, уникальный момент рассвета в горах, когда природа словно открывает свои тайны. Первый луч солнца осветил горы, долину реки и природа засверкала богатством изумрудно-зелёных, голубых, золотых красок. Несмотря на условность средств, обобщённости форм этого загадочного пейзажа он обладает удивительной достоверностью, романтичен. В работе 2024 года «Бабье лето» лирическая содержательность озвучена декоративностью живописного решения, ставшего поэтической метафорой. В этом прослеживается благотворное влияние башкирской школы живописи.
Цельность мировосприятия обуславливает способность мастера радоваться пробуждению природы весной и увяданию осенью, яркости летнего дня и сиянию снегов. Лирическое начало в его полотнах выступает наряду с проникновенной созерцательностью, что сближает его творческие основы с традициями русской пейзажной школы. Эти качества свойственны, в том числе, работам, посвящённым Уфе – «Окраина Уфы. Сипайловская гора» (2005), «Улица Салавата. Уфимская Соборная мечеть» (2014), «Лёг первый снег» (2016). В серии зимних пейзажей с их утончённостью цветовых отношений, размеренностью пластики Вагиз Шайхетдинов заставляет нас увидеть и понять, сколь красивы белые снега, лазурь неба, голубыми рефлексами играющего на сугробах.
Искусство художника во все времена сохраняло и сохраняет свою современность, ибо в его основе лежат общечеловеческие духовные ценности и крепкое мастерство, основанное на высоких традициях русской, башкирской реалистической школы.
В.М. Сорокина, искусствовед,
хранитель фонда живописи БГХМ им. М.В. Нестерова,
заслуженный работник культуры РФ, РБ,
лауреат премии имени П.М. Третьякова.