Фотовыставка «Вячеслав Стрижевский. Театр одного фотографа»
С 29 октября по 23 ноября 2025 г.
В выставочном зале «Ижад» Башкирского государственного художественного музея им. М.В. Нестерова экспонируется выставка фоторабот театрально-общественного деятеля, кандидата искусствоведения, заслуженного работника культуры РФ и БАССР, члена Союза театральных деятелей РФ, члена Союза журналистов РФ Вячеслава Александровича Стрижевского, приуроченная к 85-летию автора.
В экспозиции – более 90 большеформатных цветных фотографий, объединённых в коллажи и серии.
Первый модуль зала посвящён 80-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов, ветеранам, исторической памяти и преемственности поколений.
Второй модуль представляет портреты выдающихся деятелей культуры, искусства, науки, спорта, космонавтики, медицины и сельского хозяйства. Особое место занимают фотографии, посвящённые театру.
Лирическая тема третьего модуля – красота родного города и Башкортостана.
Отдельный модуль – портреты государственных руководителей, духовенства, соотечественников, медиков. Раскрывается также, тема традиций, дружбы народов, богатства родного края.
Все фотоработы высокого художественного уровня и качества исполнения.
Автобиография
Был прекрасный осенний вечер. Мама почувствовала, что я заторопился на свежий воздух. Пока папа искал скорую помощь, я уже стал москвичом. На календаре было 3 ноября 1940 года. Много лет спустя мама шутила: – «Сынок, ты счастливый ребёнок, родился в рубашке!». Что это значит, я и сейчас не знаю, но правда в маминых словах есть. Я, чувствую, верю в то, что радость жизни не обошла меня стороной.
Но начало было трудным. Через год началась Великая Отечественная война, и мама с тремя мальчишками была эвакуирована в Башкирию, в село Ключарёво. Роскошное, удивительно красивое место, одетое в креалиновое платье берёзовой рощи. Недаром земли эти облюбовал для своей летней резиденции уфимский губернатор Александр Степанович Ключарёв. До столицы губернии Уфы всего тридцать вёрст. Напротив резиденции был железнодорожный полустанок, который ещё при моей жизни в деревне так и назывался «Ключарёво». Теперь этот участок застроен дачками «на курьих ножках», а остановку электричек переименовали в «Пионерскую».
В марте 1942 года остались без отца. Таким образом, мама наша стала и за маму и за папу, и за дедушку, и за бабушку. Среди моих сверстников такая судьба была у многих.
После десяти лет деревенской жизни, неизвестным мне образом, перебрались в Уфу. Окончил семь классов школы № 21, потом Уфимский геологический техникум. Позже в моей судьбе был режиссёрский факультет Уфимского института искусств, затем Высшая школа деятелей сценического искусства при ГИТИСе, там же защитил кандидатскую диссертацию.
Однако, главные мои университеты – это дружба с выдающимися деятелями российской и башкирской культуры.
Моя творческая жизнь сложилась из двух увлечений: театр и фотография, которые сделали меня счастливым. Это большая удача, когда судьба дарит тебе работу, которая приносит удовольствие.
Прежде всего, я театральный менеджер. Отдал этой работе без малого четверть века. Пятнадцать лет, проведённые в Республиканском русском драматическом театре, завершились получением коллективом театра престижного звания «Академический». За что был «наказан» переводом в Башкирский театр оперы и балета, находящийся в то время в тяжёлом творческом и хозяйственном кризисе. В этом Дворце Мельпомены моя команда работала в две смены. Сделано много, начиная с капитального ремонта, который был проведён без остановки проката спектаклей, что меня удивляет до сих пор. И заканчивая главным – возвращением в театр публики. Прошло уже больше двадцати лет, но каждый раз, когда я прихожу в театр, поднимаюсь по воссозданной парадной лестнице, ловлю своё отражение в необыкновенно красивых зеркалах, захожу в «губернаторскую ложу», вижу заполненный публикой партер, ложи бельэтажа, балконы – не перестаю удивляться, как это нам удалось. Мудрец сказал: «можно понять всё, кроме себя самого».
Все мои награды и звания получены за труды в театре. Стал заслуженным работником культуры Республики Башкортостан и Российской Федерации, лауреатом Правительственной премии Республики Башкортостан имени Шагита Худайбердина, награждён Грамотой Президента РБ, орденом Григория Аксакова и многими ведомственными наградами, среди которых особо ценю Медаль «Аль-Игтисам» («Сплочённость») Центрального духовного управления мусульман России.
Что касается фотографии, которой нынче занимается даже ленивый – не мне судить, преуспел ли я в этом ремесле или нет. Но все, кто говорит или пишет обо мне, часто упоминают эту работу. Даже «обзывают» фотохудожником. Надеюсь, не из желания меня обидеть, просто после моей работы в театрах прошло два десятка зим, а, как известно, главное забывается. Однако думаю, что всякое дело сделанное хорошо, нас возвышает.
Первая моя фотокнига «Город над Агиделью» вышла в 1978 году, последняя – в 2022. Между этими датами уместились ещё десятка два фотокниг – больших и малых, хороших и не очень.
«Жизнь коротка, путь искусства долог». Каждую минуту что-то происходит в нашей жизни и часто сохраняется только на «полотне» фотографа. Современные цифровые технологии агрессивно вытесняют из творческого процесса авторскую индивидуальность. Посмотрим, «перерастёт» ли ремесло в искусство или исчезнет как художественный жанр.
Выставка, на которую я Вас приглашаю, имеет две «фамилии». Первую придумал великий Иоганн Вольфганг Гёте ещё до открытия фотографии «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!», вторую – влюбчивый Иван Тургенев: «Я вас любил…меня вы не любили – Нет! Нет! Не говорите да!».
Из многих тысяч фотографий, хранящихся в моём архиве, я выбрал первую сотню. Теперь, когда выставка «висит», мне стало понятно, что плохих работ здесь нет, но и художественных немного. Всё же работа в газетах сохранила во мне стандарты репортажной фотографии.
Обещаю, в следующем юбилее этот недостаток исправить.
Вячеслав Стрижевский
Театр одного фотографа
Вячеслав Александрович Стрижевский родился в 1940 году в Москве. Работал фоторепортёром, генеральным директором производственного объединения «Башфото-Нур», руководил Республиканским русским драматическим театром и Башкирским театром оперы и балета с возложением обязанностей заместителя министра культуры РБ. Заслуженный работник культуры РФ и РБ, лауреат премии имени Шагита Худайбердина, кандидат искусствоведения. Член Союза театральных деятелей РФ, Союза журналистов РФ.
«В кино есть специальность – монтажёр: из миллиона отснятых кадров нужно выбрать лучшие, соединив их в одну картину. Вот в фотографировании то же самое: если фотограф более-менее грамотный, то должен моментально, на ходу редактировать зрительный ряд. Когда я читал лекции, то приводил самый простой пример: вам поручили сделать репортаж с забега на сто метров. Старт, все рванули, – и финиш. А снимок-то нужно выбрать один, тот, который донесёт смысл происходящего: ради чего бегут-то? Всё остальное – приложение к нему, всё равно все стартуют и финишируют. Что такое фоторепортаж? – это зрительный ряд, который может состоять из многих снимков, но один из них должен быть главным, убийственно хорошим: как в тексте или музыке, где должен быть лейтмотив. Фоторепортаж – это высший пилотаж», – именно так считает Вячеслав Александрович.
Сам он этот пилотаж давно освоил: его снимки полны невероятной энергии сопричастности. И что удивительно – при этом абсолютно всё равно: бытовая ли это зарисовка, портрет знаменитого поэта или случайного прохожего, смиренного инока с отрешённым светлым взглядом или, быть может, такое неуловимое, быстротечное мгновение жизни окружающего мира…
Ты всем сердцем ощущаешь нежную ласку летнего неба и тугой ветер, бьющий в распростёртые крылья орла, парящего над застывшим далеко внизу свинцовым зеркалом воды. Колючий морозный воздух, осевший кружевной изморозью на старенькой шали, в которую закутан смешной пухлощекий малыш, выпущенный поиграть под бдительным присмотром окон замерзшего дома. Терпкую, как старинные духи душу, наполненную звуками божественного вдохновения здание оперного театра – свидетеля и участника прекрасной ушедшей эпохи…
Однако начинался этот полёт совсем не так возвышенно: Вячеслав Александрович окончил геологоразведочный техникум, и сообразно полученной специальности отправился работать в геологическую партию. Однако к романтике песен у костра и захватывающему открытию тайн земных недр присоединилось совсем не романтичное воздействие магнитного железняка. За два с половиной года заболели не только люди, но и лошади. У начинающего геолога стали опухать суставы, прогрессировать полиартрит, и консилиум в лице врача и мамы постановил: нужно срочно менять специальность.
В дальнейший ход событий вмешался всемогущий случай: в НИИ Транснефть нужен был фотолаборант. Замечательный и неторопливый начальник немного подучил новичка, и жизнь лаборатории вернулась в своё русло: начальник давал задания и занимался далее государственными делами – он был общественник. Новоиспечённый лаборант всё заканчивал до обеда, а потом начинал учиться. В качестве подопытных выбирались сотрудники помоложе. Настырность в изучении азов фотографии очень пригодилась впоследствии, особливо химической её составляющей, без которой в те годы никак. В Уфе проводилась какая-то партийная конференция, запечатлеть которую было поручено сотрудникам Башфото «Нура». Лаборант в то время был уже не лаборантом, а генеральным директором этого самого объединения: чуть больше полутора тысяч людей, четыре фабрики… Ему принесли папку: больше сотни фотографий с групповыми снимками – серыми-серыми и виновато развели руками, ссылаясь на отсутствие нужного материала. Тут-то и обнаружил генеральный директор к вящему уважению подчинённых отменные знания химии, ибо как раз-таки за счёт знания этой замечательной науки легко можно было увеличить контрастность фотобумаги. Пристыженный подчинённый с почтением посмотрел на начальство и порвал фотографии.
Но это все было потом. Стрижевскому понадобилось два года проработать в НИИ Транснефти, чтобы освоить профессию. В январе 1964 года его приняли на работу в республиканскую молодёжную газету «Ленинец», жизнь, казалось, началась с белого листа. Но началась с мучительных сомнений: ведь до этого там работал Лев Шерстенников, личность и тогда незаурядная, а сейчас ставший одной из легенд российской и советской фотографии. К тому времени его радостно заполучила «Литературная газета», а затем и знаменитый журнал «Огонёк», где Шерстенников и проработал всю жизнь. Так что новичок попал как кур в ощип. Но не растерялся. «Я и сейчас не снимаю, как Шерстенников, а тогда вообще был щенком», - вспоминает Вячеслав Александрович. За 16 лет работы в крупных печатных изданиях республики «щенок» превратился в матерого профессионала и, что самое, наверное, главное – со своим уникальным почерком и неординарным взглядом на профессию фотокорреспондента. «До сих пор многие газетные фотографы – это не фоторепортёры, это выездные фотографы, как правило, просто немного поднатасканные. Они лишь делают иллюстрации к текстам журналистов. Я писал тексты сам, – рассказывает Вячеслав Александрович. – И, видимо, у меня это получалось неплохо. Как-то на планёрке стали говорить, что у Славы нормальный текст. Тогда Коваль, мой друг и ехидный журналист встал и сказал при всех: «Я вас прошу Стрижевскому никогда не писать тексты. Он пишет хорошо сам».
Снимки Стрижевского – тот самый случай, когда математически точный расчёт профессионала необыкновенно гармонично сочетается с вдохновением и азартом абсолютно творческого человека. «Хороший снимок должен быть грамотным – от ума или от случая», - считает Вячеслав Александрович, и знает, что говорит: ведь азам этой грамотности он подучился, захаживая в Уфимский институт искусств. Узнал, как должен строиться свет, что такое золотое сечение, понял, как нужно создавать ритм в кадре. И это, по его словам, толкнуло на размышления о том, что это такое – фотография в газете. Через пару лет пришло чёткое понимание: фотограф – это режиссёр, который формирует картинку. Художник придумывает сюжет и его компонует на плоскости полотна, а фотограф делает эту работу вживую.
Профессия журналиста, в том числе и фотокорреспондента хороша, наверное, тем, что беспощадно выворачивает на свет божий твоё душевное нутро: если внутри тепло и ровно горит огонёк любви к людям, к миру, гармонии и красоте, тебе удаётся найти общий язык с каждым. Человек в любом случае почувствует, ощутит пламя твоей свечи и потянется навстречу. В архиве Стрижевского: академики, партийные деятели, незаурядные творческие личности: «Если ты интеллектуально не подготовлен, с такими людьми очень трудно работать: они чувствуют превосходство над тобой. Надо уметь поддержать любой диалог, – утверждает Вячеслав Александрович, – мне нравились съемки спортивные, театральные и знаменитых людей, не потому что там было легче, чем на заводе или в поле, это просто было интересно и познавательно».
За каждым снимком как за полотном картины – своя история. Например, такая – о деликатности и скромности. «Большую роль в моей судьбе сыграл Тагир Исмагилович Ахундзянов, секретарь по идеологии. Он попросил меня что-то снять раз, другой. И я ему приглянулся: маленький, шустренький, быстро бегаю… Как-то он сказал: «Сделай одолжение, приди ко мне домой». Я даже растерялся немного. Тогда собирались отмечать 20-летие Победы, а его однополчане и земляки просили прислать фотографию при орденах. «Ты знаешь, как-то неудобно приходить в редакцию в иконостасе, а дома я и при орденах и с женой могу сфотографироваться». Он очень трепетно относился к теме войны и необычайно задушевно проводил встречи фронтовиков...»
Или такая – об умении прислушиваться к своим ощущениям. «У фотографа должно быть предчувствие сюжета, как и у режиссёра. «Я как-то был на охоте, собаки окружили медведя, который засунул голову в снег и заснул как будто. Я предчувствовал, что что-то случится и настроил камеру. Одна собака вела себя очень нагло и подошла к медведю слишком близко. Он разорвал её мгновенно. Это жестоко. Но момент пойман невероятный».
Тем, кто сведущ в культурной жизни республики, не надобно напоминать, сколь успешен был геолог – фотокорреспондент – генеральный директор в своей другой ипостаси: как директор сначала Русского драмтеатра, затем Башкирского оперного. Так удивительно ли, что две любви Вячеслава Стрижевского идут с ним по жизни рука об руку.
«Моё, тогда ещё юношеское увлечение было тропинкой к театру. Когда я ушёл из театра и снова вернулся к фотографии, она стала уже не тропинкой, а дорогой, которая уводила меня от театра, успокаивала душу. Я сделал из фотографии свой театр. Хороший снимок – как песня, как пьеса, в нём должно быть что-то недосказано. Если всё определено – это конец. Это плохой спектакль. Снимок должен дать возможность зрителю, да и мне самому сопереживать, сочинить продолжение», – считает Стрижевский.
Видимо, прав был старина Шекспир: «Весь мир – театр, в нём женщины, мужчины – все актёры»… Но ещё и режиссёры – режиссёры своей судьбы: они сами выбирают для себя роль, которую сыграют на этой невероятно сложной, трудной, прекрасной сцене под названием «жизнь»…
Елена Шарова



















