Открытие выставки художницы из Республики Крым Ольги Федорюк «Бахчисарайский фонтан»
Открытие выставки художницы из Республики Крым Ольги Федорюк «Бахчисарайский фонтан»
Открытие выставки художницы из Республики Крым Ольги Федорюк «Бахчисарайский фонтан»
Открытие выставки художницы из Республики Крым Ольги Федорюк «Бахчисарайский фонтан»
Открытие выставки художницы из Республики Крым Ольги Федорюк «Бахчисарайский фонтан»
Открытие выставки художницы из Республики Крым Ольги Федорюк «Бахчисарайский фонтан»
Открытие выставки художницы из Республики Крым Ольги Федорюк «Бахчисарайский фонтан»
Открытие выставки художницы из Республики Крым Ольги Федорюк «Бахчисарайский фонтан»
Открытие выставки художницы из Республики Крым Ольги Федорюк «Бахчисарайский фонтан»
Открытие выставки художницы из Республики Крым Ольги Федорюк «Бахчисарайский фонтан»
Открытие выставки художницы из Республики Крым Ольги Федорюк «Бахчисарайский фонтан»
Открытие выставки художницы из Республики Крым Ольги Федорюк «Бахчисарайский фонтан»
Открытие выставки художницы из Республики Крым Ольги Федорюк «Бахчисарайский фонтан»
Открытие выставки художницы из Республики Крым Ольги Федорюк «Бахчисарайский фонтан»
10 сентября 2021 года в Художественном музее им. М.В. Нестерова состоялось открытие выставки акварельной живописи эскизов костюмов балета "Бахчисарайский фонтан" по поэме А.С.Пушкина, крымской художницы- реставратора Бахчисарайского историко-культурного и археологического музея заповедника, Ольги Николаевны Федорюк, из серии «Восточные танцы». Рабочее место Ольги расположено в одном из корпусов Ханского дворца ‒ всемирно известного музея, места, плотно насыщенные исторической и литературной памятью, навеявшей Пушкину его раннюю поэму, а прямо напротив, в Центральной библиотеке им. А.С.Пушкина, в 1981 г. состоялась её первая персональная выставка, где с тех пор постоянно экспонируются её работы.
Идею выставки в Башкирском государственном художественном музее имени М. В. Нестерова поддержали и приняли деятельное участие: секция Женского Собрания Парламентского клуба при Федеральном собрании Российской Федерации, миссия Женского Собрания Республики Башкортостан, миссии ЖС города Парижа, миссия ЖС города Бахчисарай, Башкирский государственный Театр Оперы и балета, Башкирский хореографический колледж им.Рудольфа Нуреева, Благотворительный фонд "Территория счастья", Международный фонд Рудольфа Нуреева, Клуб друзей творческого наследия Р. Нуреева, Благотворительный Фонд поддержки и развития культуры, искусства, образования и социализации «Агидель».
"Республика Башкортостан и Республика Крым — это братские республики, у нас появились родные города и районы, и эта связь развивается дальше"- об этом говорит глава Башкирии Радий Хабиров. С успехом проводятся мероприятия, развивающие дружеские, общественные, деловые и научные отношения.
Всероссийская научно-практическая конференция «Присягая России: Башкортостан и Крым в панораме веков», посвящённая вхождению двух республик в состав России, ежегодный Ялтинский международный экономический форум, соорганизатором и инициатором которого является наша республика,
Выставку открыла куратор выставки руководитель клуба друзей творческого наследия Р. Нуреева Галия Пуйе и Каринэ Владимировна Хабирова, которая восхитилась творчеством художницы и поделилась, что одна из картин находиться в ее кабинете и каждый день поднимает настроение.
С очаровательными танцевальными композициями выступили ученики Уфимского хореографического колледжа им. Р. Нуреева, о работе в балете «Бахчисарайский фонтан» рассказала директор колледжа Вильданова Олия Галеевна
ОБ ИСКУССТВЕ ОЛЬГИ ФЕДОРЮК
Многие годы Ольга Федорюк является художником-реставратором Бахчисарайского государственного историко-культурного и археологического музея-заповедника. Её рабочее место расположено в одном из корпусов Ханского дворца — всемирно известного музея, а напротив, в Центральной библиотеке им. А.С. Пушкина, состоялась в 1981 году её первая персональная выставка, и с тех пор её произведения экспонируются постоянно. Это места, плотно насыщенные исторической и литературной памятью, навеявшей Пушкину его раннюю поэму «Бахчисарайский фонтан». В живописной атмосфере старого Бахчисарая, среди стен и садов Ханского дворца-музея невольно становишься художником, хотя бы в душе. Именно оттуда родом созданная Ольгой Федорюк серия «Восточные танцы», которая экспонировалась в 80-е годы в Гаремном корпусе Ханского дворца. Кстати, тогда она привлекла внимание высокого гостя — самого принца Уэльского Чарльза, присутствовавшего на открытии, и один из листов серии художница подарила ему на память. Теперь работа Ольги Федорюк есть и на земле туманного Альбиона. Но не только в Великобритании плоды вдохновения художницы заняли достойное место — они хранятся в частных коллекциях любителей живописи и других зарубежных стран.
Узкие улочки Старого города, яркая декоративность Ханского дворца вдохновляли и продолжают вдохновлять не одно поколение художников. Но тем сложнее найти свой живописный язык, свою манеру и стиль выражения. Ольга — прекрасный стилист, она по-мужски добивается решения, но решение всегда «женское» — и в выборе сюжета, и в трактовке материала, и в самом мироощущении. Художница сразу заявила о себе оригинальной интерпретацией такой непростой и влекущей темы как яркая декоративность и неразгаданное обаяние восточной культуры. Экзотику Ханского дворца и его гарема она сумела выразить в серии «Восточные танцы» — в условных женских образах в фантастических одеяниях, в самозабвении танцевальных ритмов. Вспоминается восприятие Востока в русской классической традиции — от Пушкина до Бакста. Однако, если у Бакста его «восточные женщины» возникли в процессе создания эскизов театрального костюма для русских сезонов в Париже, то Ольга Федорюк, интерпретируя тот же мотив, нашла в своей акварельной серии вполне самостоятельное решение. Поэтому правомерно говорить не о подражании, а о вполне органичном продолжении интереса к миру Востока, обозначившегося в начале ХХ века в творчестве выдающихся художников «Мира искусства».
В обращении к миру Востока одно из центральных мест всегда занимал гарем. В переводе с арабского «гарем» — «тайное, запретное, скрытое, священное место». Европейское воображение рисовало образы несчастных бесправных пленниц, рабынь, их робкие силуэты за решётками ханского дворца. Однако история нередко представляет нам образы правительниц, решительно вторгавшихся в чисто мужские дела мужей, братьев, сыновей — в дипломатию и управление государством.
В истории нравов не может не привлекать внимание парадокс: гаремные обычаи затворничества сложились в регионах, где женщины пользовались гораздо большей свободой и влиянием. Это Северное Причерноморье и Малая Азия. Именно к этим регионам античные греки приурочили свои мифы об амазонках, а Геродот описал кочевые племена степняков-сарматов, которых называли «женоуправляемыми». Власть женщин стала тайной, и наблюдать её проявления особенно интересно на Востоке. Известный востоковед В.В. Бартольд давно отметил в мусульманской истории примеры «деятельного и властного вмешательства женщин в государственные дела… Особенно это было связано с влиянием входивших в сферу мусульманской культуры кочевых народов, долго сохранявших “степные традиции” женской независимости».1 Татарский Крым XV–XVI веков «демонстрирует нам ещё во многом старое, “степное” отношение к женщине (разумеется, если судить по ханскому дому)», — пишет исследователь Крымского ханства А.М. Некрасов.2 «В донесениях русских дипломатов из Крыма постоянно упоминаются женщины дома Гиреев, а их посланцы неизменно входили в состав крымских посольств в Москву».3 Лишь утверждением исламских норм всё больше ограничивались права женщин, и обычными становились правила гаремного затворничества.
Ольге Федорюк, работающей в стенах Ханского дворца, его сады, дворики с фонтанами навеяли совсем иные образы. Так было и с Пушкиным: «Дыханье роз, фонтанов шум / влекли к невольному забвенью / и по дворцу летучей тенью / мелькала дева предо мной…» Не отсюда ли своеобразие и энергетическая насыщенность серии «Восточные танцы»: это не столько сцены гарема или этнографически достоверный костюм — нет, это сама стихия женственности, в танце как бы высвобождающая скрытые энергии Востока...4
Т.М. Фадеева, кандидат исторических наук,
ведущий научный сотрудник Института научной информации
по общественным наукам Российской академии наук
День национального костюма народов Башкортостана в Нефтекамской картинной галерее «Мирас»
09.04.2024
В мемориальном доме - музее А.Э. Тюлькина состоится открытие выставки Юрия Бычкова
17 апреля в 17:00
05.04.2024
График работы музея в праздник Ураза-байрам
30.03.2024
В выставочном зале "Ижад" состоится литературно-творческая встреча "Любовь вне времени"
6 апреля в 16:00
23.03.2024
В связи с террористическим актом в Московской области музей им. М.В. Нестерова закрыт для посещения 23 и 24 марта
13.03.2024
В музее им. М. В. Нестерова состоится творческий вечер Фирданта Нуриахметова
12.03.2024
В музее им. М.В. Нестерова в дни выборов пройдет традиционная акция «Рахмат»
09.03.2024
В выставочном зале «Ижад» открылась третья молодёжная выставка из проекта «Цоколь»
05.03.2024
В музее Нестерова состоится Всероссийская акция «Весенний комплимент»
15.02.2024
16 февраля состоится открытие выставки Ольги Самосюк
Начало в 17:00
11.02.2024
В Башкирском государственном художественном музее им. М.В. Нестерова состоялся творческий вечер Владимира Геннадьевича Лобанова
11.02.2024
"Искусство древней Греции"
Лекторий по средам приглашает на новую лекцию
07.02.2024
В музее им. М. В. Нестерова состоится творческий вечер с Владимиром Лобановым
26.01.2024
в Башкирском государственном художественном музее им. М. В. Нестерова проходит Республиканская музейная акция "Счастливы вместе"
25.01.2024
в Башкирском государственном художественном музее им. М.В. Нестерова в рамках проекта «Игры-лото о России» была проведена встреча для целевой аудитории – подростков 14-16 лет
18.01.2024
Выставочный зал «Ижад» приглашает на лекцию «Искусство Японии»