ЛЮБОВЬ, МИР И СПАСЕНИЕ
(МУЗЫКА НЕМЕЦКИХ КОМПОЗИТОРОВ НА КОНЦЕРТЕ В КАНУН ДНЯ ПАМЯТИ И СКОРБИ)
В 1777 году Моцарт побывав в Мангейме, влюбился в будущую певицу, 16-летнюю Алоизию, дочь театрального суфлера Фрадолина Вебера. Ее талант и красота пленили молодого композитора, который начал сочинять для нее блестящие арии и выступать с нею на концертах в салонах аристократии. Через некоторое время Алоизию пригласили в труппу Венской придворной оперы. Но перед тем Моцарт, полюбив ее всей душой, просил у Веберов ее рук и получил разрешение. Переживала лишь младшая сестра Алоизии – Констанца, с первого взгляда полюбившая своего будущего мужа, но кроме Алоизии Моцарт никого не замечал и даже начал сочинять музыку к свадебной церемонии. Леопольд Моцарт запретил сыну думать о чем-то помимо карьеры и приказал ехать в Париж. Лишь зимой 1779 года Моцарт навестил родной Зальцбург и разругался со своим покровителем-архиепископом, чьим придворным органистом он числился. Моцарт страдал в разлуке с невестой, не догадываясь о том, что она уже выходит замуж за художника-любителя Йозефа Ланге. Встреча с Алоизией осенью 1779 года разбила Моцарту сердце и единственным утешением в жизни стала для него Констанция. Этой осенью композитор взялся за осмысление своей истории любви, начав сочинение Концертной симфонии для скрипки и альта с оркестром (в Художественном музее им. Нестерова произведение прозвучало в переложении для струнных солирующих инструментов с фортепиано). Скрипка и альт в его представлении отождествились с сестрами Вебер, а беседы с ними – с лиричнейшими мелодиями. украшенными виртуозными каденциями. В этом, так и не случившемся объяснении он открывал свое сердце слушателям – тоскую по несостоявшейся любви и предчувствуя грядущую. Констация шесть лет будет ждать своего избранника. Моцарт прощается во второй, медленной части, со своими надеждами, но музыка ее очень светла и полна воспоминаний о выступлениях с Алоизией – слышатся даже отзвуки итальянских оперных арий. Зато для Констанции наступает звездная пора – пора надежд, о чем и говорит эта вдохновенная музыка в исполнении концертмейстера-дирижера Национального симфонического оркестра РБ Дмитрия Крюкова и солистов струнного состава оркестра - Анны Козловской (скрипка) и Татьяны Давыдовой (альт).
Вторым произведением, исполненным в Музыкальном салоне Особняка Лаптева была «Зигфрид-идиллия» Рихарда Вагнера. Это одно из произведений композитора, написанных по следам знаменитой оперной тетралогии «Кольцо нибелунга», сочинявшейся более четверти столетия. Женившись на дочери Ф. Листа – Козиме – Вагнер обрел возможность заниматься лишь творчеством. Семья поселилась на вилле в Швейцарии в ожидании рождения ребенка. Рихард Вагнер был намерен назвать сына в честь героя тетралогии – Зигфридом. В честь его рождения и была написана вдохновенная серенада, полная чувств любви и признательности Козиме. Настроение он сам обозначил колыбельной, построенной на теме любви одной из героинь оперы – валькирии Брунгильды: «тихая радость». Исполнителям удалось передать убаюкивающие интонации в сне валькирии, типичные вагнеровские интонации томления своего героя, торжествующую мелодию любви… Публика оценила мастерскую перекличку инструментов в разделе пения птиц, одна из которых поведала Зигфриду о Брунгильде, скованной волшебным сном и ждущей своего спасителя.
Солисты струнного квинтета НСО РБ в составе Елены Битюцкой (скрипка), Та Наснбилиг (скрипка) Айгуль Муратовой (альт), Светланы Алексеевой (виолончель), Лиры Ниязгуловой (виолончель), а также дирижера оркестра Дмитрия Крюкова (рояль) сумели подчеркнуть чувство безмятежности, любви и жизнерадостности в сочинении Р.Вагнера в пору его невероятного счастья и надежд на светлую и мирную жизнь.
Очень символично, что музыка австрийского и немецкого композиторов 18-19 веков звучала 21 июня – дня, который навсегда изменил жизнь многих народов Европы поданным в 1941 году сигналом «Дортмунд» германским войскам. Призыв Рихарда Вагнера к миру, счастью, отказу от алчного потребительства в жизни, к воспеванию любви, разумной гордости своим национальным эпосом вкупе с уважением культурного достояния всех народов мира – этот призыв через 67 лет после сочинения «Кольца нибелунга» был растоптан ради мифического беспокойства о «защите немецкого народа от советской угрозы». А в результате, напавшая на СССР Германия получила достаточно действенный урок мира. Но стоил он очень больших, невероятных жертв, о которых предупреждал своей тетралогией с ее морем огня и потопа, начинающих у великого немецкого композитора новый эпический цикл жизненного бытия за 67 лет до мирового «Заката богов» в 1941-1945 годах.
Вероника Боттичелли, сотрудник Художественного музея им. М.В. Нестерова