САЛМАСОВ ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ (1930–2017)
ЖИВОПИСЕЦ. ГРАФИК (работал в акварели и гуаши). Основные жанры: тематическая картина, пейзаж, натюрморт, портрет.
Заслуженный художник России (2006).
Народный художник Башкирской АССР (1990).
Член Союза художников СССР (РФ) с 1961 года.
Обладатель Золотой медали им. В.И. Сурикова Союза художников РФ (2014, Москва).
Дипломант Совета Министров РСФСР и обладатель медали «50 лет Октября» за участие в III Республиканской выставке «Советская Россия», посвящённой 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции (1967, Москва).
Обладатель памятной медали Министерства культуры РСФСР и Союза художников РСФСР за участие в юбилейной выставке «Урал социалистический», посвящённой 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции (1967, Москва).
Обладатель памятной медали Министерства культуры РСФСР и Союза художников РСФСР за участие в выставке произведений художников автономных республик РСФСР (1971, Москва).
Обладатель памятной медали Министерства культуры РСФСР и Союза художников РСФСР за участие в V Республиканской выставке «Советская Россия», посвящённой ХХV съезду КПСС (1975, Москва).
Лауреат Всероссийского конкурса изобразительного и декоративно-прикладного искусства, посвящённого 100-летию образования Республики Башкортостан, в номинации «Художественное наследие» (2018, Уфа).
П.П. САЛМАСОВ. ТВОРЧЕСКАЯ ВСТРЕЧА. 2015 (Фото А.Е. Погудин)
Родился 25 марта 1930 года в селе Рудаково Череповецкого р-на Вологодской области. В 1939 году с семьей переехал в г. Волгострой Ярославской области, в 1941 году с семьей эвакуирован в Уфу.
Художественное образование получил на художественном отделении Башкирского театрально-художественного училища (ныне — художественное отделение Уфимского училища искусств; 1948–1953; педагоги народный художник БАССР, заслуженный деятель искусств РСФСР, один из основоположников профессионального изобразительного искусства Башкортостана А.Э. Тюлькин /1888–1980/, Б.Ф. Лалетин /1892–1980?/).
В 1955–1957 годах жил и работал в г. Сибае БАССР: работал художником-оформителем в тресте Башмедстроя и в Башкирском медно-серном комбинате, одновременно вёл изостудию для любителей искусства; в последующие годы неоднократно возвращался в Сибай для творческой работы.
С 1957 года жил и работал в Уфе. В 1957–1984 годах — художник Башкирского отделения Художественного фонда РСФСР. Один из «пионеров» башкирской мозаики и монументальной живописи. В 1950-х – 1970-х годах в соавторстве с заслуженным художником РБ М.А. Назаровым (1927–2019), заслуженными художниками БАССР Б.Я. Палехой, (1928–1991) и Н.А. Русских (1920–1979), заслуженным художником РСФСР, народным художником БАССР А.Д. Бурзянцевым (1928–1997) создал монументальные произведения в этих техниках в Уфе и др. городах БАССР.
В 1968 году правлением Союза художников БАССР делегирован на Второй съезд Союза художников РСФСР (Москва). В 1979–1980 годах — член правления Союза художников БАССР, в 1987–1989 годах — член ревизионной комиссии правления.
В 1999 году — член жюри Республиканской выставки-конкурса «История в искусстве» (Уфа).
С 1957 года — экспонент республиканских, зональных, всероссийских, всесоюзных и зарубежных.
Выставка «Павел Салмасов. Живопись» приурочена к 90-летию со дня рождения художника. В экспозиции — наиболее известные полотна, сыгравшие основополагающую роль в формировании художественной концепции Салмасова и демонстрирующие основную образно-тематическую линию и стилистические особенности его творческой манеры. Все произведения являются собственностью Башкирского государственного художественного музея им. М.В. Нестерова.
УТРО. НОВАЯ ДЕРЕВНЯ. 1974. Холст, масло
Павел Салмасов — один из самых позитивных художников Башкортостана: на протяжении своего большого пути в искусстве он утверждает модель счастливой жизни, основанной на гармоническом единении человека и природы, радости бытия, праздничном восприятии человеком окружающей действительности, вере в счастливое будущее. Для кого-то эта модель может показаться идиллической, но только не для Салмасова: утверждая в своих произведениях идею «земного рая», он исходит из реальных, объективных впечатлений, полученных им на башкирской земле ещё в середине 1950-х годов. Именно тогда, после окончания художественного отделения Уфимского театрально-художественного училища, он волею судьбы оказался в Сибае — географической столице башкирского Зауралья. Величественная красота горы Ирендык, эпическая панорама зауральских степей, пшеничных полей, чистых голубых озёр, бездонность раскинутого над Ирендыком разноцветного неба, этническая подлинность зауральских деревень Старый Сибай, Гадельша и Абзаково поразили воображение художника, став главными «героями» его произведений.
В ГОРНОМ АУЛЕ – ГАДЕЛЬША. 1972. Холст, масло
Зауралье, его природа и люди, их труд на земле, деревенский быт и праздники составили основную образно-тематическую линию творчества Салмасова. Стремление отобразить в своих произведениях типические характеристики зауральской природы — её монументальность, панорамность, эпичность — продиктовало два основных направления его стилистической манеры. В первом случае (имеется в виду монументальность) главными композиционно-пластическими приёмами стали крупная, обобщённая по пластике форма, заполняющая собой практически весь первый план, и условное пространство; сложный тональный колорит обогащает, эмоционально расцвечивает этот намеренно простой композиционный приём, сообщая образам состояние торжественного предстояния. Во втором случае (панорамность) художник при прежней лапидарности и обобщённости крупных форм использует приём реального пространства, в результате чего зритель видит величественную красоту изображаемого мотива не прямо перед собой, а как бы с высоты птичьего полёта.
ХЛЕБОРОБ. КОНЕЦ СТРАДЫ. 1967. Холст, масло
Образ человека-труженика — шахтёра, доярки, хлебороба — и образ природы, в первую очередь, Ирендыка трактуются Салмасовым в их органической связи; вместе они создают образ радости жизни. Своеобразной кульминацией этой гедонистической идеи становится мотив цветения и образ цветущего города-сада. Синоним цветения для Салмасова — это весна, обновление, возрождение природы, продолжение жизни. Именно поэтому мотив цветения так важен для него: в нём заключена та же, что и во всех его зауральских образах, энергетика счастья и мечта о счастливом будущем.
Светлана Игнатенко,
искусствовед,
заместитель директора Башкирского государственного
художественного музея им. М.В. Нестерова по научной работе,
заслуженный деятель искусств РБ,
куратор проекта «Павел Салмасов. Живопись. Графика»