30 сентября в Нефтекамской картинной галерее «Мирас»- филиале БГХМ им. М.В. Нестерова открылась выставка Александра Толстикова «Коллекция» из собрания БГХМ им. М.В. Нестерова.
ТОЛСТИКОВ АЛЕКСАНДР ГЕНРИХОВИЧ, р. 1957 Москва
Действительный член Российской академии художеств (2013).
Член-корреспондент Российской академии наук (2000).
Лауреат Государственной премии Российской Федерации в области науки и техники (1993).
Лауреат премии им. В. Попкова (2011).
Член Творческого Союза художников России с 2005 года.
Член Московского Союза художников с 2012 года.
Член Бюро отделения живописи Российской академии художеств.
Лауреат Всероссийского конкурса, посвящённого 100-летию образования Республики Башкортостан, в номинации «Живопись» (2018, Уфа).
«КОЛЛЕКЦИЯ»
КОНЦЕПЦИЯ ЭКСПОЗИЦИИ ВЫСТАВКИ
Выставка «Коллекция» представляет избранные произведения известного московского живописца, академика Российской академии художеств, члена-корреспондента Российской академии наук, доктора химических наук, профессора Александра Генриховича Толстикова. Они входят в преподнесённый им в 2017–2018 годах дар музею в честь 155-летия со дня рождения великого русского художника Михаила Васильевича Нестерова (1862–1942). В даре — 41 произведение: портреты и натюрморты, то есть авторская коллекция. Отсюда — и название выставки.
В экспозиции «Коллекции» — тридцать четыре произведения; все они, за исключением одного, являются собственностью музея. Основной изобразительный ряд составляют портреты. Это, в первую очередь, портреты известных учёных, художников и искусствоведов, с именами которых связаны высокие достижения российской науки и искусства, в том числе портрет отца художника — выдающегося химика Генриха Александровича Толстикова. В этом же ряду — портреты других членов семьи — мамы Лоры Фёдоровны Толстиковой, по образованию химика, без которой, как говорит, Александр Генрихович, не было бы тех достижений в науке и искусстве, которыми известна семья Толстиковых, жены Ольги, кандидата химических наук, дочерей Екатерины и Елены, внучки Арины. Здесь же — портреты друзей, в том числе натурщиц, образы которых создают мир женской красоты, ставший одной из важнейших граней творчества Толстикова.
В апреле 2016 года многие из портретов выдающихся деятелей науки и искусства экспонировались в залах Архива Российской академии наук на документально-художественной выставке Александра Толстикова «Наука и искусство в лицах. Портреты современника». В апреле – мае 2018 года четырнадцать портретов дара составили выставку «Современники», представленную в Башкирском государственном художественном музее им. М.В. Нестерова. Выставка в Нефтекамской картинной галерее «Мирас» — вторая персональная выставка Александра Толстикова в Башкортостане.
Сущностные характеристики дара позволяют провести ряд важнейших культурологических параллелей. Во-первых, само понятие дара: оно апеллирует к истории создания Башкирского художественного музея, открытого в Уфе 5 января 1920 года по инициативе М.В. Нестерова и на основе подаренной им городу коллекции — произведений выдающихся русских художников второй половины ХIХ – начала ХХ века. Во-вторых, Уфа — город с уникальной историей, родина и место становления многих всемирно известных деятелей Отечества. В Уфе родился выдающийся писатель Сергей Тимофеевич Аксаков (1791–1859). В Уфе сделал свои первые балетные па гений танца Рудольф Нуреев (1938–1993). В Уфе в 1944 году родился выдающийся дирижёр и скрипач, народный артист СССР, художественный руководитель и главный дирижёр оркестра «Виртуозы Москвы» Владимир Теодорович Спиваков. В Уфе в 1891 году в здании Дворянского собрания дал свой первый сольный концерт лучший оперный бас ХХ века Фёдор Иванович Шаляпин (1873–1938). В Уфе родились многие известные башкирские художники, писатели, учёные. Здесь создали свои произведения народный поэт Башкортостана Мустай Карим (1919–2005), композитор, народный артист СССР Загир Гарипович Исмагилов (1917–2003), основоположники башкирского профессионального изобразительного искусства Касим Салиаскарович Девлеткильдеев (1887–1947) и Александр Эрастович Тюлькин (1888–1980). В Уфе в 1971–1993 годах работал химик-органик, академик Российской академии наук, доктор химических наук Генрих Александрович Толстиков (1933–2013), большой друг Загира Исмагилова и Мустая Карима. И это — только самые известные примеры, самые яркие факты.
Что касается Александра Генриховича Толстикова, то он сформировался в Уфе и как учёный, и как художник. В 1980 году окончил химический факультет Башкирского государственного университета, стал кандидатом, затем доктором химических наук. В 1980–1993 годах работал сотрудником, заведующим лабораторией Института химии Уфимского научного центра Российской академии наук. Из Уфы уехал в Новосибирск, где возглавлял отдел Института катализа им. Г.К. Борескова Сибирского отделения Российской академии наук, затем — в Пермь, где был директором Института технической химии Уральского отделения Российской академии наук, организатором кафедры химии природных соединений химического факультета Пермского государственного университета, профессором. С 2003 года живёт и работает в Москве. В научном активе Александра Толстикова, известного специалиста в области тонкого органического синтеза биологически активных соединений, химии углеводов, химии природных соединений и асимметрического металлокомплексного катализа — авторство и соавторство 350 научных публикаций в цитируемых отечественных и зарубежных изданиях, 8 монографий по различным разделам органической химии, 24 научно-популярных электронных и печатных издания по истории науки и культуры.
Но не только химия с юности владеет умом и сердцем Александра Толстикова: дата окончания Башкирского государственного университета стала отправной точкой в определении его серьёзного отношения к живописи. С этого времени и на протяжении последующих шести лет он занимался в творческой мастерской заслуженного художника РСФСР, народного художника БАССР, лауреата Государственной премии БАССР им. Салавата Юлаева Рашита Мухаметбареевича Нурмухаметова (1925–1986). После смерти Нурмухаметова, последующие шесть лет вплоть до 1992 года стажировался в творческой мастерской академика Российской академии художеств, народного художника Республики Башкортостан Сергея Борисовича Краснова. Здесь он сформировался, в первую очередь, как портретист: его художественным кредо стал русский реалистический портрет с ярко выраженным психологизмом образа. В той же степени волновали Толстикова и вопросы реставрации: в Башкирском государственном художественном музее им. М.В. Нестерова завязалась его дружба с основоположником реставрации масляной живописи в Башкортостане Юрием Тимофеевичем Игнатьевым (1937–1999). Поэтому неслучайно, что на протяжении ряда лет Александр Толстиков был руководитель музейно-выставочного и реставрационного центра Архива Российской академии наук и членом Совета по музейно-выставочной деятельности Федерального агентства научных организаций Российской Федерации.
Будучи человеком универсальных способностей (достаточно только раз услышать, как Толстиков играет на рояле!) и консолидирующим при этом две главные свои ипостаси — учёного и художника, — на протяжении многих лет он инициирует и курирует выставочные проекты, направленные на социетет науки и искусства. В «уфимский» период стал организатором выставок уфимских художников в зале Башкирского филиала Уральского отделения Академии наук СССР, в 1987 году — выставки «Десять художников Уфы — Новосибирску» в Новосибирском Академгородке, в «новосибирский» период — выставочного проекта «Осьминог», целью которого стало экспонирование совместных выставок московских, сибирских и уральских художников в Центральном Доме художников в Москве, в «московский» период — проектов «Музы в храме науки», «Музы в храме науки – 2» и «Социетет художеств и наук».
Наконец, третья и главная характеристика дара: она происходит из личностей портретируемых и выражает программный для Толстикова социетет художеств и наук. Так, при чрезвычайной ценности всех портретов выдающихся деятелей науки и искусства для самого Александра и башкирских учёных важнейшим, конечно же, является портрет его отца. Такое же значение для истории культуры Башкортостана представляют портреты народных художников СССР, академиков Российской академии художеств Петра Павловича Оссовского (1925–2015), Виктора Ивановича Иванова, Алексея Петровича Ткачёва и народного художника России, академика Российской академии художеств Андрея Андреевича Тутунова. Все они — художники-«воскресенцы», чем связаны с одним из важнейших этапов в истории Московской средней художественной школы периода Великой Отечественной войны: в 1941–1943 годах вместе с учениками и педагогами Московской средней художественной школы они были в эвакуации в селе Воскресенском Мелеузовского района Башкирии. И здесь, на Урале, в старинном горнозаводском селе, рядом с руинами знаменитого Воскресенского медеплавильного завода и Воскресенской церкви времён Петра III, впервые по-настоящему оценили величественную красоту природы Родины, ощутили запах земли, почувствовали тяжесть каждодневного крестьянского труда. Сформировавшись в Воскресенском как личности, нащупав здесь, по словам А.П. Ткачёва, «золотую жилу» творчества, они воплотили эти впечатления и переживания в своих «взрослых» произведениях, став авангардом советского изобразительного искусства — реализма и «сурового стиля». А в 1970 году в знак благодарности Башкирии, спасшей их юные жизни, преподнесли Воскресенскому дар: 126 произведений живописи, графики, скульптуры и сценографии. На основе этого дара 6 ноября 1971 года в Воскресенском была открыта картинная галерея, ставшая в 1979 году филиалом Башкирского государственного художественного музея им. М.В. Нестерова и пополняющаяся дарами до сих пор. В воскресенской коллекции сегодня — свыше 400 произведений, а сама галерея признана единственной в России сельской картинной галереей, дающей исчерпывающее представление как об истории Московской художественной школы периода войны, так и об истории отечественного изобразительного искусства 1940-х – 2000-х годов. Поэтому преподнесённые Толстиковым в дар Башкирскому художественному музею им. М.В. Нестерова портреты художников-«воскресенцев» Оссовского, Иванова, Ткачёва и Тутунова приобрели значение события…
Одна из героинь подаренных Толстиковым музею портретов, искусствовед, академик Российской академии художеств Мария Вяжевич пишет: «Искренность Толстикова в обращении к портрету может стать примером для многих современных авторов. Взгляду художника свойственна увлечённость, без которой невозможно создание произведения искусства. Задачи, которые Александр ставит перед собой, работая в жанре портрета, во многом обнаруживают перед зрителем систему художественных ценностей, отчётливо сложившихся в представлении художника. В каждом портрете как в тайнике сосредоточены сразу несколько смысловых подтекстов, раскрытие которых обещает внимательному и чуткому зрителю увлекательный диалог с художником, просвещённым и интересным собеседником. Неизменное внимание художника к внутреннему состоянию портретируемого как в зеркале отражается в его мимике. К ней художник особенно внимателен, поскольку принадлежит к числу немногих в наши дни продолжателей традиций психологического портрета. Именно для того, чтобы ничто не отвлекало зрителя от проникновения во внутренний мир модели, художник избегает излишеств — как в элементах одежды, так и в интерьере. Чаще всего он использует нейтральный фон, на котором неизменно доминирует портретный образ, подобно тому как некий загадочный иероглиф царит на светлой поверхности бумажного листа. Портретное искусство Александра Толстикова — не только воплощение живописных исканий художника, это целая философия, размышление об одухотворённой природе, её характере и гранях красоты».
Можно только добавить, что портреты, созданные Александром Генриховичем Толстиковым, всегда «во времени» и одновременно «вне времени», то есть они в равной степени современны и являются артефактами эпохи. Эти же характеристики актуальны и в отношении его натюрмортов, отличающихся невероятной красотой цветочных форм и ассоциирующихся с лучшими образцами русской классической живописи.
Светлана Игнатенко,
искусствовед, заместитель директора Башкирского
государственного художественного музея им. М.В. Нестерова
по научной работе, заслуженный деятель искусств РБ,
куратор выставки